Дальше ехать некуда
Рынок
Падение на российском автомобильном рынке продолжается. Негативные факторы, повлекшие резкий спад продаж в нынешнем году, никуда не исчезли — это девальвация рубля, высокая стоимость кредитов и общее снижение потребительского спроса. Скорее всего, по итогам 2015 года рынок упадет более чем на 30% по сравнению с 2014 годом, а и в 2016 году застынет на этом уровне. Это можно считать оптимистичным сценарием, поскольку без господдержки продаж, на которую бюджет с осени прошлого года уже потратил более 33 млрд руб., обеспечить стабильный спрос будет сложно.
Впервые за много лет российский авторынок показал отрицательную динамку в марте 2013-го: тогда, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) упали на 4%. Вплоть до лета 2014 года месяц от месяца снижение продаж не превышало 8-12%, но в июне прошлого года рынок обвалился более чем на 17%. Затем негативная динамика только усиливалась: уже в августе падение составило более 25%, дна рынок достиг в марте текущего года, когда продажи снизились на 42,5%. В августе продажи упали на 19,4%, до 138,7 тыс. машин, но замедление негативной динамики во многом связано с эффектом низкой базы прошлого года. Прогноз АЕБ по рынку легковых машин и LCV на текущий год достаточно мрачен: в ассоциации ожидают снижения спроса на 36%, до 1,55 млн машин. В январе АЕБ прогнозировала снижение рынка в 2015 году на 24%, до 1,89 млн машин.
Ситуация на рынке грузового и специального транспорта, который традиционно более чувствителен к замедлению экономики (спрос на коммерческую технику обеспечивают в основном перевозчики и строительные компании), еще хуже. По данным агентства "Автостат", в августе продажи грузовой техники упали на 40,5%, до 3,9 тыс. машин, а за январь--август они провалились на 45,4%, до 32,4 тыс. штук. По оценкам Ernst & Young, спрос на грузовики восстановится только в горизонте шести-семи лет, спустя год или два после того, как завершится стагнация в легковом сегменте.
Причины обвала российского авторынка лежат на поверхности — это общая стагнация экономики, снижение потребительского спроса, рост стоимости автокредитов на фоне резкого увеличения ставки ЦБ. Серьезную негативную роль сыграла и девальвация рубля. По данным PricewaterhouseCoopers, из-за резкого скачка курсов доллара и евро в декабре цены на американские автомобили к февралю по сравнению с сентябрем 2014 года выросли на 45-52%, на японские — в среднем на 20%, на европейские — в пределах 20%. Новый виток ослабления рубля в августе вновь заставил автоконцерны индексировать цены — например, с 1 сентября о повышении стоимости автомобилей примерно на 5% объявили Ford, Suzuki, Peugeot и Citroen. При этом курсовые колебания влияют не только на цены импортных автомобилей, но и на стоимость моделей, локализованных в России. Несмотря на большое количество отечественных поставщиков, у большинства иностранных брендов доля комплектующих, произведенных за рубежом, все равно остается достаточно высокой.
В итоге наиболее заметное падение продаж на российском рынке показали бренды, которые были вынуждены сильно индексировать цены, стараясь угнаться за меняющимся курсом. Так, по данным АЕБ, продажи Ford за январь--август упали на 45%, до 21,7 тыс. машин, продажи Chevrolet сократились на 56%, до 35,5 тыс. автомобилей, Mitsubishi снизил продажи на 46%, до 25 тыс. машин. На фоне глубокого падения спроса ряд брендов и вовсе был вынужден объявить об уходе из России. Самым громким стало решение американского GM, который в марте объявил о прекращении продаж непремиальных моделей Chevrolet и всех моделей Opel, а также о полном прекращении сборки в России. Кроме GM прекратить официальную дистрибуцию в России решили несколько импортеров — Seat, Honda и Dodge.
Впрочем, на общем негативном фоне некоторым иностранным брендам, напротив, удалось нарастить свои рыночные доли. В первую очередь речь идет о корейских автомобилях, которые, по данным источников "Ъ" на рынке, активно удерживают цены, чтобы занять новые рыночные ниши. Например, в августе продажи Kia выросли на 3%, до 14 тыс. машин, а доля рынка марки увеличилась на 2,3 п. п., до 10,2%. Продажи Hyundai упали на 6%, до 12,5 тыс. автомобилей, но рыночная доля марки при этом выросла на 1,3 п. п., до 9,1%. Наращивать долю рынка и не допустить глубокого падения продаж "корейцам" позволяют их популярные и дешевые для своего сегмента модели, которые уже несколько лет в первых строчках рейтинга наиболее продаваемых машин на российском рынке — Hyundai Solaris и Kia New Rio. Продажи АвтоВАЗа во многом поддерживает Lada Granta, вторая по объемам продаж модель в России после Solaris. А Nissan теперь завоевывает рынок своим дочерним бюджетным брендом Datsun. Источники "Ъ" на авторынке подчеркивают, что в текущей ситуации наибольшей популярностью предсказуемо пользуются бюджетные машины, по которым можно получить выгодные кредитные предложения и в стоимости которых существенную роль играет скидка в рамках госпрограммы обновления автопарка.
Несмотря на то что некоторым игрокам удается за счет удачного маркетинга наращивать продажи, большинство автопроизводителей и дилеров уверены, что сейчас поддерживать стабильный спрос на автомобили можно главным образом за счет господдержки. С сентября прошлого года государство уже потратило на поддержку авторынка примерно 33 млрд руб. Эти деньги в первую очередь пошли на госпрограмму обновления автопарка, по которой при сдаче старого автомобиля в утиль или trade-in на новый можно получить скидку 50-350 тыс. руб. в зависимости от типа машины. В прошлом году программа обошлась государству в более чем 12 млрд руб., в текущем в нее уже вложено 15 млрд руб., еще пять потребуется на ее продление до конца года. Государство выделило 1,5 млрд руб. на программу льготного автокредитования и 2,5 млрд руб. на льготный лизинг. Всего, по оценкам Минпромторга, в рамках этих программ в России будет продано 372 тыс. автомобилей. Кроме того, бюджетные деньги шли на поддержку госзакупок автомобилей, произведенных в России, и закупки газомоторной техники. В начале августа первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин говорил, что без господдержки падение российского авторынка в 2015 году могло превысить 50%, а если программы поддержки рынка продлятся до конца года, производство автомобилей в 2015 году упадет на 23%, до 1,4 млн штук. Кроме того, на фоне падения рынка и ослабления рубля Минпромторг даже оказался готов пойти на уступки иностранным автоконцернам, собирающим машины в России. Министерство обсуждает изменение формулы, по которой рассчитывается локализация сборки, и может дать отсрочку исполнения обязательств в рамках промсборки по достижению уровней локализации и объемов производства. Раньше в Минпромторге не были готовы к смягчению своей позиции по этим вопросам.
Впрочем, даже несмотря на господдержку, прогноз аналитиков на следующий и текущий годы не назовешь оптимистичным. По оценкам Владимира Беспалова из "ВТБ Капитала", в 2016 году продажи автомобилей, скорее всего, застынут на уровне нынешнего года, а если небольшой рост и будет, то произойдет это во многом за счет эффекта низкой базы. Господин Беспалов отмечает, что ждать роста рынка в четвертом квартале вряд ли стоит — это связано с общим восстановлением российской экономики, надежды на которое теперь переносятся на первый квартал 2016 года. По мнению эксперта, обеспечить небольшой рост рынка позволили бы стабилизация курса рубля, снижение ставок по кредитам и продолжение программ господдержки.
Datsun становится классикой
Марка Datsun, недавно возрожденная из небытия и представленная на четырех развивающихся рынка, оказалась неожиданно востребованной в России. Седаны и хэтчбеки, цена на которые не достигает 500 тыс. руб., разлетаются как горячие пирожки: с сентября 2014 года по август 2015 года было продано более 32 тыс. машин этой марки. Впрочем, марка эта не всегда славилась автомобилями по цене, равной зарплате квалифицированного банковского работника. В 1960-х годах этот японский бренд успешно конкурировал с другими крупными автопроизводителями из Страны восходящего солнца на рынке спортивных машин. Японское качество, благодаря которому 30 лет назад автопром этой страны завоевал мир, прошло проверку временем. В прошедшем в минувшие выходные ралли Клуба классических автомобилей приняли участие два Datsun, возраст которых превышал возраст их водителей, и обе машины благополучно добрались до финиша. На фото — Datsun Bluebird 1600 SSS, впервые представленный публике в 1967 году. Этот заднеприводный автомобиль с мотором мощностью 109 л. с. был собран на заводе в Португалии, а несколько недель назад добрался из Лиссабона до Москвы своим ходом и сейчас находится в частной коллекции.