Коммерсантъ-История №10
Знаете ли вы, почему германская блокада в считанные месяцы привела к краху экономику России, несмотря на все ее обширнейшие человеческие и природные ресурсы?
Ответ может быть только один — человеческий фактор. Перед началом Первой мировой войны никто не задумался о том, насколько легко враг может организовать в Российской Империи топливный кризис. Как и о том, что русские железнодорожники будут вести себя как самые непримиримые враги своей собственной страны.
Человеческий фактор не учитывался у нас никогда. К примеру, 25 ноября 1778 года богатейший откупщик Лонгинов, желая угодить Екатерине II, устроил в день ее тезоименитства грандиозный праздник в петербургском Летнем саду. Для 40 тысяч гостей подготовили увеселения, столы с горами снеди, бочки пива, вина и водки. Так что неизбежно были упившиеся и замерзшие насмерть. А затянувшимся до глубокой ночи весельем воспользовались бандиты, ограбившие и убившие немало возвращавшихся домой петербуржцев. В итоге погибло 370 человек, что вызвало крайнее неудовольствие императрицы.
Человеческий фактор повинен и в том, что русские сыры за 200 лет так и не догнали по качеству швейцарские. Ведь главный секрет альпийского сыроварения — в организации дела. Но это новшество с трудом приживалось на русской земле.
А уж в провале системы советского автопроката, кроме человеческого фактора, винить больше некого. Ведь главный человек страны не понимал, что проблему дефицита автомобилей нельзя решить только с помощью громких фраз с высоких трибун.
Об этих и других эпизодах давнего и недавнего прошлого, где сыграл свою роль человеческий фактор,— новый выпуск "Коммерсантъ-Истории".