Тарифами экономику не вылечить
Минэкономики снижает темпы роста доходов монополий
Минэкономики подготовило новые, более консервативные предложения по тарифам монополий: цены на газ на 2016 год будут повышены на 5%, грузовые тарифы ОАО РЖД — на 10% и без бюджетных субсидий. В отличие от предыдущих вариантов, в правительстве отказались от тарифных "вилок", предполагающих дискуссии по темпам роста. По оценке источников "Ъ", Белый дом пытается прежде всего не допустить дополнительных расходов бюджета, а аналитики отмечают, что в текущей экономической ситуации тарифные решения уже мало влияют на состояние отраслей.
Минэкономики вновь скорректировало прогноз роста тарифов на следующие три года, соответствующие изменения внесены в прогноз социально-экономического развития на 2016-2018 годы по итогам совещания по бюджету в правительстве от 11 сентября, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. Тарифы на газ, которые предполагалось индексировать на 7,5% для промышленности и населения, теперь будут в 2016 году повышены лишь на 5%. Минэнерго уже выразило свое несогласие с таким подходом, но ФАС поддержала (см. "Ъ" от 21 сентября). На 2017-2018 годы тарифы на газ для промышленности предполагается повышать на 7% и 6,2%, для населения темпы роста будут на 1 п. п. быстрее. По словам источников "Ъ", знакомых с позицией Минэкономики, более умеренный рост тарифов на газ должен сдержать и цены на оптовом энергорынке, которые оказывают наибольшее влияние на потребителей.
Для электросетевых и железнодорожных тарифов на следующий год не было согласованных параметров повышения, а был предусмотрен диапазон в 7,5-11%. В новой версии прогноза "вилки" уже нет: для сетей рост тарифа на 2016 год составит 7,5%, в последующие два года — 7% и 6,2%. В "Россетях" тарифные предложения не комментируют. Прогноз роста цен на электроэнергию для населения не изменился — на 8,5% в 2016 году, затем на 8% и 7,2%. Общий рост коммунальных тарифов в 2016 году не должен превысить 7%.
Для ОАО РЖД вместо "вилки" предложен рост тарифа на 10% в 2016 году, а затем резкое сокращение темпов индексации — до 4,5% в 2017 и 2018 годах. Этот вариант можно считать неким компромиссом между позициями бывшего главы РЖД Владимира Якунина, настаивавшего на индексации в 10% и 40 млрд руб. бюджетных субсидий (такое решение по-прежнему поддерживает Минтранс), и главы ФАС Игоря Артемьева. На этой неделе господин Артемьев заявил, что индексация возможна в пределах 7,5-10%, но без субсидий. Минэкономики, судя по всему, также считает, что индексация в 10% исключает субсидии. Там не стали комментировать "Ъ" показатели индексации грузовых тарифов, указанные в прогнозе, но отослали к выступлению министра Алексея Улюкаева. Он говорил на прошлой неделе, что вопрос о субсидиях ОАО РЖД может обсуждаться, только если индексация пройдет по нижней планке в 7,5%, а при 10% субсидии не требуются. В ОАО РЖД это не комментируют.
По словам источника "Ъ" в правительстве, экономический блок Белого дома пытается максимально "поджать" тарифы госкомпаний так, чтобы это не привело к необходимости прямой бюджетной поддержки (в текущей ситуации с бюджетом субсидии маловероятны). Этим он объясняет более низкий рост газовых тарифов (отрасль способна сравнительно безболезненно справиться с выпадением этих доходов), а также отсутствие изменений по тарифам электросетей — более низкая индексация означала бы нужду в прямых субсидиях.
"Хотя борьба за уровни роста тарифов имеет большое значение для конкретных монополий, для потребителей в целом она сейчас не так важна на фоне гораздо более значимых для них изменений — девальвации, инфляции, сокращения внутреннего спроса и т. д.",— говорит Владимир Сальников из ЦМАКПа. Он отмечает, что экспортеры (основная часть крупной промышленности с наиболее энергоемкими предприятиями) получили значительный положительный эффект от девальвации, на фоне чего рост тарифов незначителен. С другой стороны, строительный сектор, не получивший такой поддержки, сейчас страдает от сокращения спроса, а небольшая возможная экономия на тарифах ситуацию не изменит, добавляет эксперт.