Контрактная система часто меняется, но плохо работает

Постоянная правка закона о ней не приносит заказов малому бизнесу

Власти недовольны работой законодательства о госзаказе, об этом сегодня на коллегии ФАС заявили первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Одна из причин — постоянная правка законодательства о госзакупках: менее чем за два года в базовый закон о контрактной системе изменения вносились 18 раз, говорят опрошенные “Ъ” юристы, называя последние изменения как минимум противоречивыми.

Фото: РИА НОВОСТИ

Белый дом недоволен внедрением закона о контрактной системе, об этом сегодня на коллегии ФАС заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Об отсутствии «взрывного роста» доли малого бизнеса в закупках государственных и муниципальных заказчиков заявил там же и министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Отметим, что как минимум одна из причин медленного внедрения контрактной системы и наращивания доли в нем малых и средних поставщиков — как раз постоянные изменения базового законодательства о госзаказе.

С момента вступления закона о контрактной системе в силу (принят в марте 2013 года) документ пережил два десятка правок. Последняя из них опубликована Минэкономики для обсуждения на regulation.gov.ru вчера. Этот документ является развитием предложения ведомства ограничить сроки оплаты госконтрактов, о котором “Ъ” писал 14 сентября, однако новая редакция документа предлагает ограничивать и сроки их исполнения, а также разрешает учитывать как долю малого бизнеса в госзакупках незаключенные контракты, которые передаются заказчиком единственному поставщику.

В Минэкономики предлагают дать правительству, «Росатому» и Роскосмосу право определять сферы деятельности, где применяются ограничения по сроку исполнения контракта, порядку его исполнения, а также зафиксировать для госкорпораций возможность самим устанавливать срок исполнения контракта и порядок расчета. Проблема со сроками исполнения госзаказов, когда исполнитель выигрывает конкурс на поставку, а затем либо затягивает его исполнение, либо перепродает заказ субподрядчику, известна давно. Однако у юристов законотворчество Минэкономики вызывает сомнения. «Не совсем ясно, почему министерство пытается ограничить срок приемки работы 30 днями. Гражданское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по этому поводу. На наш взгляд, такое требование умаляет право на отсрочку, рассрочку, а также иные возможные сроки и способы оплаты после исполнения контракта. Если и устанавливать срок, то он должен быть более разумным: 6–12 месяцев»,— говорит управляющий партнер юридической фирмы «Прайм Лигал» Арик Шабанов.

Как заявил в беседе с “Ъ” советник юридической фирмы ЮСТ Дмитрий Серегин, закупка у субъекта малого предпринимательства может не состояться и по вине заказчика, заложившего заведомо невыгодные условия. «После этого заказчик может провести прямую закупку у единственного поставщика, который субъектом малого предпринимательства не является, но учесть ее в отчете как закупку у малого предприятия»,— говорит юрист.

Кроме того, Минэкономики предложило избавить окологосударственных поставщиков (государственных и муниципальных казенных учреждений) от обеспечения заявок (перевода исполнителем средств на счет заказчика). По словам господина Серегина, «предложение выглядит разумным, так как позволит не перекладывать средства из одного бюджетного кармана в другой», но по Конституции все формы собственности являются равными, а нововведение «может обернуться необоснованным преимуществом для государственных и муниципальных предприятий».

В Минэкономики целей разработки проекта не объясняют, признавая, что документ не согласован с «дорожными картами» по улучшению деловой среды, и ссылаются на собственный мониторинг работы контрактной системы.

Софья Окунь, Олег Сапожков


Госзакупки без самого интересного

Минэкономики предлагает правительству новую схему работы электронных торговых площадок (ЭТП) для госзаказа. Для ЭТП предлагается биржевая схема с отделением организации торгов от финансовой инфраструктуры. Операторы ЭТП, считает Минэкономики, не должны распоряжаться средствами клиентов, а их доход должен зависеть от реально совершенных сделок за счет выплаты победителями торгов процентов от сделки — по установленным государством тарифам. Читайте подробнее

Вся лента