Контрактная система часто меняется, но плохо работает
Постоянная правка закона о ней не приносит заказов малому бизнесу
Власти недовольны работой законодательства о госзаказе, об этом сегодня на коллегии ФАС заявили первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Одна из причин — постоянная правка законодательства о госзакупках: менее чем за два года в базовый закон о контрактной системе изменения вносились 18 раз, говорят опрошенные “Ъ” юристы, называя последние изменения как минимум противоречивыми.
Белый дом недоволен внедрением закона о контрактной системе, об этом сегодня на коллегии ФАС заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Об отсутствии «взрывного роста» доли малого бизнеса в закупках государственных и муниципальных заказчиков заявил там же и министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Отметим, что как минимум одна из причин медленного внедрения контрактной системы и наращивания доли в нем малых и средних поставщиков — как раз постоянные изменения базового законодательства о госзаказе.
С момента вступления закона о контрактной системе в силу (принят в марте 2013 года) документ пережил два десятка правок. Последняя из них опубликована Минэкономики для обсуждения на regulation.gov.ru вчера. Этот документ является развитием предложения ведомства ограничить сроки оплаты госконтрактов, о котором “Ъ” писал 14 сентября, однако новая редакция документа предлагает ограничивать и сроки их исполнения, а также разрешает учитывать как долю малого бизнеса в госзакупках незаключенные контракты, которые передаются заказчиком единственному поставщику.
В Минэкономики предлагают дать правительству, «Росатому» и Роскосмосу право определять сферы деятельности, где применяются ограничения по сроку исполнения контракта, порядку его исполнения, а также зафиксировать для госкорпораций возможность самим устанавливать срок исполнения контракта и порядок расчета. Проблема со сроками исполнения госзаказов, когда исполнитель выигрывает конкурс на поставку, а затем либо затягивает его исполнение, либо перепродает заказ субподрядчику, известна давно. Однако у юристов законотворчество Минэкономики вызывает сомнения. «Не совсем ясно, почему министерство пытается ограничить срок приемки работы 30 днями. Гражданское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по этому поводу. На наш взгляд, такое требование умаляет право на отсрочку, рассрочку, а также иные возможные сроки и способы оплаты после исполнения контракта. Если и устанавливать срок, то он должен быть более разумным: 6–12 месяцев»,— говорит управляющий партнер юридической фирмы «Прайм Лигал» Арик Шабанов.
Как заявил в беседе с “Ъ” советник юридической фирмы ЮСТ Дмитрий Серегин, закупка у субъекта малого предпринимательства может не состояться и по вине заказчика, заложившего заведомо невыгодные условия. «После этого заказчик может провести прямую закупку у единственного поставщика, который субъектом малого предпринимательства не является, но учесть ее в отчете как закупку у малого предприятия»,— говорит юрист.
Кроме того, Минэкономики предложило избавить окологосударственных поставщиков (государственных и муниципальных казенных учреждений) от обеспечения заявок (перевода исполнителем средств на счет заказчика). По словам господина Серегина, «предложение выглядит разумным, так как позволит не перекладывать средства из одного бюджетного кармана в другой», но по Конституции все формы собственности являются равными, а нововведение «может обернуться необоснованным преимуществом для государственных и муниципальных предприятий».
В Минэкономики целей разработки проекта не объясняют, признавая, что документ не согласован с «дорожными картами» по улучшению деловой среды, и ссылаются на собственный мониторинг работы контрактной системы.
Госзакупки без самого интересного
Минэкономики предлагает правительству новую схему работы электронных торговых площадок (ЭТП) для госзаказа. Для ЭТП предлагается биржевая схема с отделением организации торгов от финансовой инфраструктуры. Операторы ЭТП, считает Минэкономики, не должны распоряжаться средствами клиентов, а их доход должен зависеть от реально совершенных сделок за счет выплаты победителями торгов процентов от сделки — по установленным государством тарифам. Читайте подробнее