Фотографии всех нарушителей изучат в Москве
В Госдуме хотят создать федеральный центр фиксации нарушений
В России могут создать единый центр по управлению всеми дорожными камерами — сегодня их насчитывается около 9 тыс. По данным “Ъ”, соответствующий законопроект сегодня будет внесен в Госдуму «Единой Россией». Единый центр, считают депутаты, позволит исключить различные «злоупотребления на местах» — выписывание незаконных штрафов за несуществующие нарушения, расстановку ловушек на дорогах и т. д. Кроме того, это позволить сэкономить бюджет МВД. Эксперты идею поддержали, но считают, что региональные центры обработки данных все же стоит сохранить, установив за ними федеральный контроль.
Первый зампред комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков («Единая Россия») сегодня внесет в Госдуму законопроект о создании единого федерального центра фотовидеофиксации нарушений ПДД. Эта норма будет закреплена в КоАП.
Сегодня каждый российский регион имеет собственный центр обработки снимков с камер (так называемые ЦАФАПы — центры автоматической фиксации административных правонарушений, подразделения региональных УГИБДД). Всего существует 87 таких центров, обрабатывающих данные с 5 тыс. стационарных и 4 тыс. передвижных комплексов. В 2014 году все камеры зафиксировали 40,5 млн нарушений ПДД.
Господин Лысаков говорит, что данная схема работы «являлась целесообразной», когда система фотовидеофиксации только формировалась в 2008–2010 годах. Чтобы быстро решать возникающие технические проблемы, ЦАФАПы и сами камеры должны были быть географически рядом. Сегодня эту схему необходимо модернизировать, говорит депутат, в связи с рядом возникших проблем. Во-первых, у субъектов федерации появилась заинтересованность в том, чтобы как можно больше поступлений от штрафов наполнило местные бюджеты (об этой проблеме Генпрокуратура говорила еще в 2014 году). При этом заинтересованность в зарабатывании денег у регионов выше, чем заинтересованность в снижении числа нарушителей, отмечает депутат. «Региональные власти, используя свое влияние и политический вес, вынуждают руководителей ЦАФАПов любыми способами увеличивать количество выносимых постановлений о наложении штрафов, что приводит к фальсификациям данных, полученных с комплексов, вынесению постановлений по некачественным материалам (нечитаемые номерные знаки, недостаточное освещение участков дорог, неразличимая разметка), которые при надлежащем рассмотрении должны быть забракованы»,— говорит Вячеслав Лысаков. В качестве примера депутат приводит скандал в Краснодарском крае 2013 года, когда гражданам присылали штрафы за несуществующие нарушения, в результате было заведено уголовное дело.
Еще одна проблема, на которую указывает депутат, это создание так называемых белых списков автомобилей, собственники которых не получают штрафы с камер. «Такой факт был зафиксирован, в частности, в Республике Саха»,— говорит господин Лысаков. В начале года похожий случай был зафиксирован в Республике Коми: там от ответственности уходили водители автомобилей Сбербанка и администрации Сыктыквара, о чем сообщал “Ъ”. В Москве, обращает внимание депутат, «данные обрабатываются сторонней информационной системой, не принадлежащей и не контролируемой МВД России».
«Многообразие используемого в регионах программного обеспечения, “зоопарк” применяемых комплексов с различными форматами данных и разнообразие каналов связи, в том числе и не защищенных надлежащим образом от внешнего доступа, ставят под угрозу принцип неотвратимости наказания за административные правонарушения»,— говорит Вячеслав Лысаков.
Для решения этой проблемы депутат предлагает объединить 87 существующих ЦАФАПов в единый центр, который будет рассматривать все дела об административных правонарушениях. Регионы будут заниматься лишь обеспечением связи с информационной системой МВД. Это позволит «высвободить должности сотрудников органов внутренних дел в регионах, передав их в строевые подразделения Госавтоинспекции, а также «избежать избыточных расходов федерального бюджета». Поскольку принятие законопроекта потребует «организационно-штатных изменений в МВД», предложенные поправки вступят в силу только с 1 января 2017 года.
Эксперты высказывают разные мнения по поводу законопроекта. «Правильная идея,— говорит координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Регионы давно стали зарабатывать на водителях, создавая ловушки на дорогах, с этим надо что-то делать. Если федеральный центр будет сам выписывать штрафы и контролировать их уплату, то регионы лишаться финансовой мотивации зарабатывать на камерах». Кроме того, по мнению господина Шкуматова, законопроект может упростить процедуру обжалования незаконных штрафных постановлений. «Сейчас это сделать довольно сложно, поскольку региональные власти ставят перед местными Госавтоинспекциями задачу как можно больше штрафовать и как можно меньше отменять постановлений,— пояснил он.— Федеральному центру плевать на местную специфику, давить извне на него никто не сможет. Поэтому процесс оформления постановлений будет более объективным».
«Региональные ЦАФАПы должны существовать, но над ними должен существовать единый федеральный центр для контроля,— считает член экспертного совета по интеллектуальным транспортным системам при Минтрансе Владимир Крючков.— Пересылать абсолютно все данные, собранные с комплексов, в Москву было бы неправильным — слишком уж велик поток информации. Региональные центры и сейчас по большому счету не справляются с потоком информации, а если перенаправить его в единый орган, то он уж точно захлебнется. Так что первоначальная обработка фотоснимков должна оставаться в регионах, а если возникает какой-то спорный случай, то можно будет подключать и центр. Единый орган также нужен для выработки единых правил региональных ЦАФАПов, поскольку в разных субъектах федерации сегодня действуют разные правила. В результате появляется самодеятельность, когда по снимкам с камер штрафуют за непристегнутый ремень, и другие случаи».