Частный фактор роста
рейтинг
Рейтинг "Крупнейшие компании России по объему реализации продукции" (RAEX-600), подготовленный для "Ъ" агентством RAEX ("Эксперт РА") свидетельствует о том, что крупный бизнес переходит в фазу полномасштабного кризиса. Уровень инвестиционной активности упал до минимальной за последнее десятилетие отметки. Единственным сегментом рейтинга, вступившим в фазу роста, стал АПК. Наибольшую динамику и эффективность показывают частные компании.
Плюс 200
Нынешний рейтинг крупнейших компаний России — самый представительный за все время составления: число его участников возросло с 400 до 600. Причины, побудившие нас второй раз за более чем 20-летнюю историю рейтинга серьезно расширить список (напомним, что до 2004 года в рейтинг входили 200 промышленных лидеров, а в последние десять лет — 400 крупнейших компаний всех отраслей экономики), очевидны.
За последнее десятилетие цена "входного билета" в клуб ведущих корпораций России выросла в 6,4 раза (выручка компании, занимавшей в прошлом году 400-ю позицию рейтинга, составляла $577 млн против $90 млн в 2004 году), намного обгоняя динамику роста долларового эквивалента номинального ВВП России, увеличившегося в 4,8 раза.
Таким образом, вне рейтинга постепенно образовывался новый, довольно весомый пласт компаний, которые и по масштабу деятельности, и по своей роли в отраслях по праву могут отнести себя к крупному бизнесу. Пришло время включить их в рейтинг.
В результате суммарная выручка компаний из списка RAEX-600 (с 2015 года рейтинг будет выходить под этим брендом) в 2014 году достигла 60 трлн руб., или $1,6 трлн, составляя по отношению к ВВП 85,6%.
Конечно, на глобальном фоне российский крупный бизнес пока выглядит не слишком убедительно. В самый авторитетный международный рейтинг Fortune Global 500 по итогам 2014 года попало всего пять отечественных компаний: "Газпром" (26-е место в FG-500 и 1-е место в RAEX-600), ЛУКОЙЛ (43-е и 2-е место соответственно), "Роснефть" (51-е и 3-е), Сбербанк (177-е и 4-е) и ВТБ (404-е и 7-е). Правда, в рейтинге есть еще две компании, по выручке соответствующие мировому рейтингу с его нижней границей отсечения $23,7 млрд, но в Fortune Global 500 не попавшие: РЖД ($46,5 млрд, 5-е место в RAEX-600) и госкорпорация "Ростех" ($25,0 млрд, 6-е место в RAEX-600).
А вот в европейском антураже российские лидеры выглядят куда эффектнее. По крайней мере если говорить о Центральной Европе. Если бы наши компании включались в список Deloitte Central Europe Top 500 (сейчас там присутствуют представители Восточной Европы, Прибалтики и Украины), то вытеснили бы из него три четверти его нынешних фигурантов, уверенно занимая первые шесть строчек этого гипотетического рейтинга.
Свободный доступ
В качестве главного критерия составления рейтинга "Крупнейшие компании России по объему реализации продукции" (RAEX-600) принят показатель, характеризующий объем реализации продукции (работ, услуг) в 2014 году.
Терминотерапия
В случаях, когда в силу специфики деятельности компаний этот показатель не может быть применен (например, для банков, страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу.
Для более полной картины в списке приведены и другие характеристики: объем реализации продукции за 2013 год, объем реализации за 2014 год в долларах США, прибыль до и после налогообложения за 2014 год, тип отчетности.
Участие в рейтинге почти не имеет ограничений отраслевого характера. В результате в него вошли компании практически из всех основных сфер экономики. Места компаний в рейтинге определялись путем их ранжирования по объему реализации продукции (работ, услуг) в 2014 году.
В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под этим термином понимается следующее.
Для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства и т. д.— объем выручки от продаж продукции (товаров, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).
Для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов). Источником этих данных являлась бухгалтерская отчетность банков, подготовленная только по стандарту МСФО.
Для страховых компаний. В случае использования показателей финансовой отчетности по МСФО — сумма подписанных страховых премий (за вычетом премий, переданных в перестрахование) и результата от инвестиционной деятельности (доходы, за вычетом всех, кроме процентных, расходов). Если используется бухгалтерская отчетность по РСБУ — сумма подписанных страховых премий (за вычетом премий, переданных в перестрахование) и результата от инвестиционной деятельности (доходы, за вычетом расходов), без учета данных по ОМС.
В тех случаях, когда в списке оказывались холдинги, их дочерние компании в список уже не включались во избежание двойного счета.
При пересчете выручки компании за 2014 год в другую валюту использовался средневзвешенный курс ЦБ РФ — 38,60 руб./$ и 50,99 руб./€, а при пересчете выручки за 2013 год — 31,91 руб./$ и 42,40 руб./€.
При прочих равных условиях приоритет отдавался данным отчетности, подготовленной в соответствии со стандартами МСФО или US GAAP, а также анкетным данным компаний. Если анкетные данные не подтверждались копией аудированной отчетности по соответствующему стандарту и таковая не обнаруживалась в открытом доступе в других источниках, отчетность считалась управленческой по соответствующему стандарту (для РСБУ — просто управленческая).
В случае когда структура компании претерпела существенные изменения, кардинально повлиявшие на объемы выручки, полученной за год, предшествующий году составления рейтинга, или изменился стандарт отчетности предоставляемых данных, информация о темпе прироста объема выручки от продаж в рейтинге не публикуется.
По этапу
Сбор данных о компаниях осуществлялся в три этапа.
Первый — подготовительный. На основе рейтингов прошлых лет, статистической отчетности за 2014 год, оперативной статистической отчетности, сообщений СМИ был составлен список компаний--потенциальных участников рейтинга. После предварительного отбора в нем было оставлено около 1 тыс. компаний.
На втором этапе был проведен опрос компаний--кандидатов в рейтинг. Запрашивались основные показатели деятельности за 2014 и 2013 годы.
Наконец, на третьем этапе пробелы в собранной информации были восполнены за счет данных Росстата и корпоративных сайтов в интернете.
Для подготовки рейтинга использовалась информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в "Системе профессионального анализа рынков и компаний агентства "Интерфакс". Методика подтвержена PwC: 1999-2001, 2004-2015 гг.
Над рейтингом работали: Дмитрий Гришанков (руководитель проекта), Дмитрий Кабалинский, Федор Жердев, Дмитрий Миндич, Вартан Ханферян, Олег Никонов, Станислав Волков, Екатерина Кириллова, Александр Сараев, Денис Стукан, Алексей Янин.
Узнаваемые герои
Понятно, что главными бенефициарами расширения списка стали оптовики. Они и ранее лидировали по количеству представленных в рейтинге компаний, но в текущем году их численность возросла более чем в два раза. Второе место по числу новичков заняли компании ритейла, увеличившие свое представительство с 42 до 58 корпораций. Причем речь не только о традиционных розничных сетях, но и о компаниях, специализирующихся на интернет-торговле. Появление корпораций этого сектора в списке мы предсказывали еще год назад. И вот теперь в нем оказались "Юлмарт", интернет-магазин сети "Техносила" ("Бизнеспро"), интернет-магазин одежды, обуви и аксессуаров "Вайлдберриз", причем последнему удалось показать один из рекордных для отрасли темпов роста: его выручка в 2014 году увеличилась на 74,6%.
Рейтинг пополнился компаниями, представляющими сразу несколько новых отраслей, например структурами, работающими в сфере рекламы, аудита и консалтинга, коммерческой недвижимости и индустрии развлечений. Отрадно, что среди "новичков" оказалась и такая отрасль, как интернет-сервисы. Если в прошлом году интернет-компании были представлены в рейтинге одним "Яндексом", то в RAEX-600 компанию ему составили Mail.Ru Group и Google. Причем компании этой отрасли оказались среди лидеров рейтинга по динамике роста выручки (рост к 2013 году на 24,4%).
Заметно усилили свое присутствие строительный сектор и машиностроение, делегировавшие в список по 14 новых компаний. Впрочем, главная новость машиностроительного сегмента списка никак не связана с расширением числа его участников. В этом рейтинге у отрасли появился новый лидер, сразу занявший место в первой десятке RAEX-600. Лавры крупнейшей машиностроительной компании России теперь, похоже, надолго будут принадлежать госкорпорации "Ростех". Согласно данным, впервые предоставленным компанией для участия в рейтинге, ее консолидированная выручка в 2014 году составила 964,5 млрд руб., гарантировав ей шестое место. Сегодня госкорпорация контролирует крупные активы в оборонке и гражданском машиностроении. Поэтому появление госкорпорации "Ростех" привело к исключению из рейтинга входящих в ее состав таких его старожилов, как, например, КамАЗ и "Оборонпром".
Доход имеет значение
Суммарные доходы 600 крупнейших компаний России выросли в 2014 году на 13,1%, что почти в полтора раза выше показателя роста оборота всех компаний России. Отрадно, конечно, что крупный бизнес остается самым динамичным сегментом экономики. Однако от излишнего оптимизма стоит воздержаться. Если скорректировать этот показатель на величину инфляции, составившей, по данным Росстата, в 2014 году 11,4%, то речь может идти скорее о стагнации. Если же принять во внимание ослабление рубля (за 2014 год средний курс доллара вырос на 21%), то термин "спад" применительно по крайней мере к валютному эквиваленту выручки крупнейших компаний становится более уместным.
Похоже, именно девальвация рубля стала основным драйвером, позволившим сохранить положительные темпы роста рублевой выручки в крупнейшей отрасли RAEX-600 — нефтяной и нефтегазовой промышленности (на ее долю приходится почти 30% совокупного дохода в целом по рейтингу). Номинальный темп прироста выручки компаний отрасли составил в 2014 году 14%. Однако позитивную динамику валютных доходов из основных игроков удалось сохранить только ЛУКОЙЛу. Долларовый оборот "Газпрома" в 2014 году упал на 19,3 млрд, "Роснефти" — на 4,2 млрд. В нынешнем году пике нефтяных цен серьезно обострит ситуацию. По данным за первое полугодие, валютная выручка сократилась уже у всей тройки лидеров, а пересчитанные в рубли доходы явно растут лишь у ЛУКОЙЛа (+14,2% к первому первому полугодию 2014 года). Поддерживающим фактором для этой компании является ее большая ориентированность на нефтепереработку: около 70% выручки формируется за счет продажи нефтепродуктов за рубежом и в России. А вот компании, чей бизнес завязан в основном на прямой экспорт нефти и газа, вынуждены довольствоваться куда более скромными показателями: выручка "Газпрома" в рублях за первые шесть месяцев 2015 года выросла всего на 1,4%, у "Роснефти" и вовсе сократилась на 8%. На этом фоне куда увереннее себя чувствуют независимые нефтеперерабатывающие заводы. Например, доходы активно развивающегося Антипинского НПЗ в 2014 выросли сразу на 79,4%.
Крупным компаниям другого сырьевого сегмента рейтинга — черной металлургии — удалось побороть прошлогодний спад доходов, однако похвастаться впечатляющей динамикой они пока не могут. Выручка ведущих сталелитейных корпораций из рейтинга выросла в 2014 году всего на 11,2%. Как и в нефтянке, главным фактором роста рублевых доходов стало ослабление рубля. Впрочем, ускорение девальвации в 2015 году сможет серьезно поправить финансовые показатели отрасли. Хотя конъюнктура мировых рынков черных металлов остается слабой, рост курса доллара, скорее всего, компенсирует российским компаниям ценовые потери. Уже по данным за первые шесть месяцев 2015 года рублевые обороты "Северстали" и НЛМК выросли более чем на 30%. Что же касается цветной металлургии, то уже в нынешнем рейтинге динамика доходов отрасли (+22,2%) превышала средние по рейтингу показатели. А в следующем выпуске нашего списка цветная металлургия, вероятно, и вовсе станет одним из центров роста. "Русал", по данным за первое полугодие 2015 года, нарастил даже валютную выручку, а в рублях его доходы выросли почти на 80%. Рублевый эквивалент выручки "Норильского Никеля", несмотря на 14-процентное снижение валютного оборота, за тот же период вырос более чем на 40%.
А вот в машиностроении девальвация рубля, усиленная снижением потребительского и инвестиционного спроса, стала мощным тормозом. В первую очередь это сказалось на автомобилестроительных компаниях: в среднем их выручка сократилась на 6,5%.
Наихудшие результаты показали "Форд Мотор Компани", предприятия группы "Соллерс", а также "Джи-Эм Авто". Нетрудно предположить, что в следующем рейтинге крупнейших показатели автопрома будут еще более удручающими: по данным Ассоциации европейского бизнеса продажи новых авто в первой половине года упали на 36%. Добиться положительного темпа прироста выручки, составившего в 2014 году 7%, представленное в рейтинге машиностроение смогло главным образом благодаря предприятиям ВПК. Рекордная за последние два десятилетия программа перевооружения, объемы финансирования которой остаются неприкосновенными и по сей день, а также экспортные контракты обеспечили впечатляющий рост выручки компаниям оборонки. Так, выручка Объединенной авиастроительной компании выросла на 33,8% (кстати, такую же примерно динамику и доходы компания показала за январь--июнь 2015 года), Уралвагонзавод добился в 2014 году роста на 70,9%, а Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" более чем удвоил объем реализации. Абсолютный же рекорд по динамике роста удалось поставить Объединенной вагонной компании (рост в 5,6 раза), которая всего за год смогла увеличить свою долю на рынке вагонов с 1% до 15%, а также занять 58% на рынке инновационных вагонов.
Ближе к народу
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ, руководитель российской практики по предоставлению аудиторских услуг, партнер PwC в России, полагает, что 2014 год был, наверное, одним из самых непростых в истории российского бизнеса. Таким же будет и нынешний год.
Компании столкнулись с вызовами, которые трудно поддавались предварительному моделированию и прогнозированию в бизнес-планах и стратегиях развития. Тем не менее результаты рейтинга подтверждают тот факт, что российские компании продолжают развиваться. 29 из 30 крупнейших компаний показали рост выручки, причем 16 из них — на двузначную величину в процентном выражении.
Нынешний год по всем признакам будет не менее сложным, чем предыдущий. Снижение мировых цен на ресурсы и энергоносители, напряженная геополитическая обстановка, повышенная волатильность финансовых рынков — вот новые реалии, в которых российские компании вынуждены работать в 2015 году.
В отсутствие существенного роста рынка развитие отдельных компаний будет обеспечиваться за счет рыночных долей, оставленных конкурентами. В целом в непростых экономических условиях, в которых российские компании будут продолжать работать в ближайшие несколько лет, им придется отказаться от быстрого развития и сместить акцент в сторону оптимизации бизнес-моделей для сохранения рентабельности в условиях низких темпов роста.
Расширение перечня участников рейтинга позволяет повысить точность анализа и с качественной, и с количественной точек зрения. Если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что разница в выручке между 400-й и 600-й компаниями не так существенна (23,7 млрд руб. и 14,8 млрд руб. соответственно). Но новички из этой вилки более чувствительно реагируют на происходящие в стране изменения, что увеличивает объективность выборки и позволяет получить статистически более точный результат. Это должно помочь иметь более полную картину происходящего как в российской экономике в целом, так и в отдельных ее отраслях.
Несмотря на то что российские компании уже очень сильно продвинулись с точки зрения прозрачности представляемой информации, есть некоторые темы, раскрытие информации по которым является не самым прозрачным. К таким темам традиционно относятся важные оценки и суждения, описание способов оценки и использованных допущений при определении справедливой стоимости и обесценения, информация о связанных сторонах, взаимоотношениях с собственниками. То же самое справедливо и для раскрытия информации о вознаграждении руководства, которое в публичных западных компаниях раскрывается более детально. Также большая часть компаний продолжает давать управленческую отчетность, а не МСФО или US GAAP.
Если мы говорим о публичных компаниях, то в целом они стремятся быть ближе и понятнее участникам рынка ценных бумаг, особенно в условиях повышения инвестиционных рисков. Большинство компаний, которые готовили промежуточную отчетность по МСФО только за полгода, теперь готовят ее и поквартально. Это вполне соответствует мировым тенденциям и потребностям рынка, так что мы пусть немного с опозданием, но все же движемся в этом направлении.
Сельский час
АПК, банки и ритейл — вот три явных центра роста в нынешнем рейтинге, причем аграрные компании демонстрируют просто феноменальную по нынешним временам динамику. В 2014 году их доходы выросли на 32,1%. Из 13 агропромышленных компаний рейтинга выручка сократилась лишь у двух, зато остальные растут просто взрывным темпом. Динамика тройки лидеров отрасли такова: доходы группы компаний "Содружество" увеличились на 48,4%, "Мираторга" — на 38%, "Русагро" — на 62%. Списывать такой результат на введение контрсанкций явно преждевременно. Большую часть прошлого года российский АПК не имел дополнительных преимуществ перед продовольственным импортом. Скорее всего, речь об эффекте девальвации рубля, обеспечивающем дополнительную ценовую конкурентоспособность российской продукции в сочетании с результатами инвестиций в аграрный сектор, сделанных еще в прошлые годы. Сегодня же, когда государство закрыло рынок перед поставщиками из Европы и США, отрасль получает новый шанс для развития. Правда, влияние АПК на общую динамику развития крупного бизнеса пока не следует переоценивать: на долю отрасли приходится менее 1% совокупной выручки в целом по рейтингу.
Другое дело — банки и розничная торговля. Суммарно оба сектора обеспечивают 17% общего объема выручки крупнейших компаний России, что позволяет в значительной мере влиять на итоговые показатели их развития. Правда, сегодняшняя динамика их развития — лишь слабый отблеск былых темпов роста. Доходы банков из нашего списка выросли на 20,9%, тогда как еще год назад прирост составлял 25,7%. Поддерживающими факторами стали и политика ЦБ, упорно проводящего "очищение" российского банковского сектора, и закрытие для многих компаний западного кредитования. И то и другое неизбежно стимулирует переток клиентов к крупнейшим российским банкам из нашего рейтинга. К тому же платежи по валютным кредитам дают банкам дополнительный эффект от девальвации рубля. Растут и комиссионные доходы. Например, Сбербанк (четвертое место в рейтинге) прирастил последние на 29,9%, выделяя среди причин такой положительной динамики операции с банковскими картами и эквайринг, а также увеличение продаж страховых и инвестиционных продуктов.
Оборот компаний розничной торговли из списка RAEX-600 вырос в 2014 году на 19,6%, существенно опережая номинальную динамику розничного товарооборота в целом по России (+10,3% к уровню 2013 года). Кризис ставит мелких торговцев из несетевой розницы в заведомо проигрышные позиции по сравнению с крупными сетями, которые для сдерживания цен на свой ассортимент не стесняются диктовать свои условия поставщикам. В результате сетевой продовольственный ритейл даже в непростые времена наращивает оборот. Лидер этого направления сеть "Магнит" увеличила свою выручку в 2014 году на 31,7%. Более того, именно сейчас складываются благоприятные условия для поглощения ведущими сетями своих менее удачливых конкурентов. За неполный 2015 год компания X5 Retail Group уже приобрела сеть "Росинка", торговые точки которой располагаются в Орловской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбовской областях, а также подмосковную сеть Spar. Так что процесс усиления позиций ведущих продовольственных торговых сетей продолжается. По данным за первое полугодие 2015 года оборот "Магнита" вырос на 30,6%, X5 Retail Group — на 27,6%. А вот торговцы бытовой техникой и электроникой похвастаться такими темпами не могут из-за падения доходов населения и подорожания импортной техники вследствие девальвации рубля. В 2014 году лидеры этого направления "М.Видео" и "Эльдорадо" улучшили прошлогодние показатели лишь на 16,3% и 15,2% соответственно. Удержать даже эти темпы в текущем году, скорее всего, не удастся. По данным за первые шесть месяцев 2015 года, выручка "М.Видео" выросла лишь на 2,3%. Правда, компании удалось увеличить чистую прибыль до 2,3 млрд руб. против 1,1 млрд руб. за первое полугодие 2014 года.
Каждый четвертый на выход
В целом 2014 год с убытком завершила каждая четвертая компания России из числа крупнейших. В промышленности дела обстояли еще хуже: убыток по итогам года показали в среднем 32% вошедших в рейтинг промышленных компаний. Таковых не оказалось лишь среди табачных и фармацевтических компаний, а также предприятий легкой промышленности. Кроме того, доля компаний, показавших в прошлом году положительный финансовый результат, относительно высока в электроэнергетике (84%) и нефтегазовой промышленности (82,8%).
У остальных лидеров российской промышленности ситуация куда хуже. Чистый убыток показали более половины вошедших в рейтинг компаний черной металлургии, промышленности драгоценных металлов и алмазов, около 40% угольных и машиностроительных компаний, примерно каждая третья компания химической и нефтехимической отрасли, пищевой промышленности и каждая вторая в цветной металлургии.
Торможение экономики в 2014 году отразилось и на финансовых результатах наиболее благополучных российских компаний — в прошлом году совокупная чистая прибыль (в рублях) компаний, вошедших в топ-20 по этому показателю, сократилась на 24%. При этом состав участников этого списка по сравнению с прошлогодним изменился незначительно — отметить можно лишь сокращение представительства компаний банковского сектора и транспортной отрасли.
Крупнейшие компании России по объему реализации продукции (RAEX-600)
|
Трудовые будни капитала
В рейтинг RAEX-600 госкомпании соседствуют с частными предприятиями и дочками иностранных компаний. Кто из них оказался более подготовленным к жесткой посадке российской экономики, каковы их модели поведения в кризис? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели специальное мини-исследование, проанализировав показатели динамики выручки, рентабельности, инвестиций и производительности труда государственных, частных и иностранных компаний. Вот его результаты.
Динамика и рентабельность. Контролируемые государством компании формируют мощный, но не доминирующий сегмент крупного бизнеса в России. В этом рейтинге на их долю приходится около 40% общей выручки, которая приходится на Топ-600 крупнейших компаний страны, тогда как частные корпорации формируют 48%. Присутствие иностранного бизнеса в нашем рейтинге носит явно миноритарный характер: в 2014 году их удельный вес в выручке участников списка составил 12%.
По динамике доходов частные компании нашего рейтинга имеют неоспоримое преимущество: их выручка в 2014 году увеличилась в среднем на 15,7% против 11-процентого прироста в госсекторе и 10-процентого увеличения объема реализации у иностранных компаний. Уровень рентабельности по чистой прибыли у государственных компаний лишь немногим выше, чем у частников, составляя соответственно 4,0% и 3,6% против 1,7% у иностранных компаний.
Инвестиции. Суммарный объем инвестиций в основной капитал у более чем 140 компаний из RAEX-600, предоставивших нам такую информацию, в 2014 году составил 5,7 трлн руб., или около $148 млрд. Относительно их совокупных доходов объем капиталовложений составляет лишь 14,5%. Реальную глубину инвестиционного спада демонстрирует то, что еще три года назад уровень инвестиционной нагрузки крупного бизнеса превышал 20%. В номинальном выражении инвестиции в основной капитал компаний из нашего списка в 2014 году выросли на 2,9%. Конечно, с точки зрения масштабов инвестпроектов государственным компаниям нет равных: на их долю приходится почти две трети общего объема инвестиций. Однако по динамике капиталовложений частный бизнес выглядит предпочтительнее: в этом секторе инвестиции выросли на 6,1% против 1,7% прироста у госкомпаний и сокращения капиталовложений иностранных корпораций более чем на 12%.
Правда, следует учитывать, что инвестиционный рост в современных реалиях — утверждение лукавое. С поправкой на инфляцию можно говорить, как минимум, о восьмипроцентом падении уровня капиталовложений компаний из нашего рейтинга. Список отраслей, добившихся реального роста капиталовложений, ограничивается розничной торговлей и телекоммуникационным сектором. В краткосрочной перспективе ситуация лишь ухудшится. В среднем 57% участников рейтинга, поделившихся с нами своими инвестиционными планами на 2015-2016 год, собираются сократить среднегодовые объемы инвестиций относительно показателей 2014 года. Среди промышленных компаний таковых еще больше — 68%.
Производительность труда. Кризис увел на второй план информационного поля задачу повышения производительности труда. Однако отставание российских компаний в эффективности бизнеса от своих иностранных конкурентов никуда не делось. Более того, расчеты по данным компаний, согласившихся предоставить нам информацию о численности сотрудников (157 компаний, в которых работают 6,2 млн человек, или почти 9% занятого населения России), свидетельствуют, что в долларовом выражении выручка в расчете на одного работника снизилась до $170,3 тыс. против $173,8 тыс. в прошлом рейтинге.
По уровню производительности труда частные компании из нашего списка немного превосходят даже российские подразделения иностранных компаний: выручка на одного сотрудника составила в 2014 году соответственно $205,5 тыс. и $193,5 тыс. А вот госкомпании с показателем $145,3 тыс./чел. с точки зрения эффективности бизнеса являются явными аутсайдерами.
Отраслевая структура рейтинга (по объему реализации)
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX ("Эксперт РА").