Призовой произвол
Закончился кинофестиваль в Сан-Себастьяне
Фестиваль кино
63-й кинофестиваль в Сан-Себастьяне завершился, жюри раздало призы, публика в очередной раз продемонстрировала энтузиазм и активность. Большинство наград досталось французам, а главный приз — исландцам, однако АНДРЕЙ ПЛАХОВ счел этот выбор жюри слишком произвольным.
Вторая половина фестиваля не принесла значительных открытий, но интересные фильмы все же были — не столько с художественной, сколько с общественной точки зрения. Это "Право на наследство" Питера Соллета — построенная на реальных событиях судебная драма. Ее героиня, полицейский детектив из Нью-Джерси, героически борется не только со смертельной болезнью, но также с косной юридической системой за право передать свою ветеранскую пенсию молодой подруге, с которой живет однополой семьей. Эта история, случившаяся за несколько лет до легализации подобных союзов, дала шанс оскароносной Джулианне Мур предстать в облике онкологической больной, облысевшей, но несгибаемой женщины, а это, как известно, высший пик карьеры голливудских красавиц.
Другой характерный фильм пришел из Канады — "Демоны" Филиппа Лесажа. В нем показано, как процесс воспитания в младшей школе, где учеников спешат просветить по части секс-меньшинств и СПИДа, приводит к фрустрациям и страхам перед жизнью. Десятилетний Феликс боится не только темноты и разлада между родителями, но и маньяков-педофилов, причем его фантазии, увы, материализуются.
Дети, главным образом мальчики, от пяти до семнадцати стали основными героями этого фестиваля, будь то японское аниме "Мальчик и чудовище" Мамору Хосоды или каталонская поэтическая фантазия "Идеальный день для полета" Марка Рехи. И фильм, награжденный главным призом "Золотая раковина", тоже, не извольте сомневаться, про мальчика. Он называется "Воробьи" и поставлен режиссером Рунаром Рунарссоном. Юный герой этой исландско-датской современной саги опять же переживает распад семьи, а также контраст городского и деревенского уклада: после маминого дома в Рейкьявике он попадает в провинцию, в царство фьордов, где обосновался его отец. Пейзажи и атмосфера делают просмотр этого фильма приятным, хотя и необязательным занятием. Самый высокий балл, выставленный ему, объясняется, скорее всего, тем, что возглавляла жюри датская актриса и режиссер Паприка Стеэн, решившая поддержать свой регион.
В прошлом году в Сан-Себастьяне победила испанская "Волшебная девочка". Теперь настал черед мальчиков, но в любом случае дети и проблемы их адаптации в непростом взрослом мире остаются в фокусе внимания. Лидерами здесь проявили себя французы. Приз программы "Новые режиссеры" достался Руди Розенбергу за фильм "Новичок" — об адаптации четырнадцатилетнего подростка в парижской школе. Одиннадцать лет назад аналогичную награду в Сан-Себастьяне выиграла Люсиль Адзиалилович за картину "Невинность", отмеченную своеобразным авторским почерком и влиянием Гаспара Ноэ, видимо, неслучайно оказавшегося ее мужем. Следующую режиссерскую работу Адзиалилович задумала высокобюджетной, но нужную сумму собрать не смогла и сняла "Эволюцию" — хотя и на Канарских островах, но в гораздо более скромном формате. Действие разыгрывается на острове, населенном исключительно женщинами и откуда-то взявшимися мальчиками, которых мытарят в госпитале специальным лечением (что-то подобное в "Невинности" делали с девочками). Тайну этого сообщества пытается выведать юный герой, найдя себе союзницу в лице симпатичной медсестры. Фильм в духе романтической традиции необарокко получил спецприз жюри и приз за операторскую работу Мануэлю Дакоссе, действительно весьма эффектную.
За лучшую режиссуру неожиданно награждена франко-бельгийская картина Жоакима Лафосса "Белые рыцари", более интересная своей проблематикой, чем художественным решением. Здесь тоже речь о детях, но они являются не героями, а жертвами — сначала гражданской войны в Чаде, потом лицемерия, лежащего, по мысли авторов, в основе европейского института усыновления.
Мы уже писали о фильмах "Король Гаваны" Агусти Вильяронги и "Трумен" Сеска Гая (см. "Ъ" от 24 сентября), оставивших, пожалуй, самое яркое впечатление среди соперников большого конкурса. Оба отмечены за актерские работы. "Серебряная раковина" для лучшей актрисы досталась Йорданке Ариозе, темпераментно сыгравшей королеву задворок и подружку "короля Гаваны". Испанец Хавьер Камара и аргентинец Рикардо Дарин, разыгравшие сентиментальный дуэт в "Трумене", по-братски поделили приз за лучшую мужскую роль. Это решение можно было бы назвать справедливым, но не хватает третьего ключевого участника этой истории, без которого ее просто не было бы,— рыжего хромого мастифа Тройло, сыгравшего пса Трумена и ставшего достойным партнером обоих артистов. Даже не упомянув его на церемонии раздачи наград в ряду дежурных благодарностей папе, маме и продюсеру, призеры меня лично, не знаю как остальных, сильно разочаровали.