Бизнес в облаках
Развитие новых технологий, и прежде всего — интернета, безвозвратно меняет экономику. Сегодня, чтобы запустить бизнес с миллионными оборотами, требуются минимальные инвестиции, необходимость офисов ставится под сомнение, а проекты интернационализируются благодаря отсутствию чувствительности цифровых данных к расстояниям.
Ведущие мировые аналитические агентства еще несколько лет назад выявили основные технологические тренды будущего: облачные сервисы, мобильность, Big Data, интернет вещей. Текущая ситуация подтверждает их прогнозы.
Еще в 2013 году российский рынок облачных сервисов, по данным IDC, составил $353 млн. По данным ведущих игроков отечественного рынка, значительный рост продолжен и в 2014 году: несмотря на падение курса рубля, выросли даже валютные показатели. Мировой рынок облачных сервисов был оценен агентством Forrester Research в размере $72 млрд в 2014 году, к 2016 году прогнозируется рост до $106 млрд.
Панацея крупных городов
Аналитики уверены: синергетическое сочетание облачных сервисов и мобильности, массовое использование мобильных устройств и развитие широкополосного доступа в интернет изменят традиционное понимание бизнеса.
"Глубокое проникновение технологий удаленного доступа может стать панацеей для крупных городов России. Нет более простого решения проблемы пробок в часы пик и жилищного вопроса, чем законодательная поддержка перевода части сотрудников на работу из дома. Многократное снижение трафика и работа из пригородных домов повысят качество жизни в мегаполисе без каких-либо затрат. Жители удаленных уголков России смогли бы полноценно трудиться в крупных организациях без дорогостоящих переездов, получив "социальные лифты"", — рассуждает Аркадий Золотовицкий, директор по развитию компании i-Sys.
Сегодня, взяв в руки смартфон или планшет, люди даже дома, в дороге, на отдыхе отвечают на письма, вовлекаются в выполнение срочных бизнес-задач. Мобильные технологии позволяют принимать решения с помощью телефонов, просматривать документы и работать с ними на даче, пляже, детской площадке.
По данным Microsoft, организации, внедрившие технологии мобильности, увеличивают фактическое рабочее время на 10-15% без какого-либо сопротивления персонала. "Таким инноваторам никогда не приходится заставлять сотрудников сидеть на работе до ночи, лишая их отдыха и сна. Благодаря мобильности происходит естественный отбор компаний-претендентов на рост и ускоряется вымирание отсталых бизнесов из прошлого, где главный показатель эффективности — длительное присутствие в офисе", — полагает господин Золотовицкий.
Александр Гришин, директор по корпоративным продажам компании RCNTEC, говорит, что по прогнозам 20% россиян будут работать удаленно уже к 2020 году. "Ведь есть категории сотрудников, которые уже работают дистанционно: это и программисты, и дизайнеры, и IT-специалисты, которые удаленно управляют оборудованием. Я предполагаю, эта цифра будет даже больше. Ведь уже сейчас есть разработки, которые позволят любым сотрудникам, работающим с информацией на компьютере, работать удаленно", — говорит он.
Развитие интернета, современные облачные технологии существенно повысили мобильность сотрудников, позволяя выполнять многие задачи вне офиса. Это, безусловно, увеличило производительность труда и скорость коммуникаций между партнерами, заказчиками и провайдерами.
Григорий Петров, евангелист Voximplant.com, добавляет: "Облачные технологии все больше меняют бизнес, открывая новые возможности для организации работы и взаимодействия сотрудников. Появившиеся недавно облачные автоматизированные телефонные станции (АТС) позволяют преодолеть одно из последних препятствий на пути к удаленной работе. Раньше сотрудники, часто общающиеся с клиентами, были привязаны к своему рабочему телефону и корпоративной АТС, которая была интегрирована с системой автоматизации, скрывала телефонные номера, предоставляла очередь звонков, архив и многое другое. Перевести такого сотрудника на работу из дома было сложно. Компании, использующие облачные АТС, не только экономят деньги на дорогом оборудовании, но и могут дать возможность сотрудникам работать из дома. Работая удаленно, сотрудник использует браузер и свой собственный мобильный телефон из любой точки мира, где есть интернет".
Держать дистанцию
Кирилл Бигай, основатель Preply.com, считает, что в ближайшие пару лет в молодых компаниях соотношение сотрудников, работающих в офисе и удаленно может достигнуть 50 на 50. Но более крупные бизнесы будут идти к этому намного медленнее.
Татьяна Ледовская, руководитель службы аналитики и ConsumerLab Ericsson в регионе "Северная Европа и Центральная Азия", считает, что это связано с вопросами корпоративной безопасности. "Результаты нашего опроса показали, что боле 80% крупных компаний в мире поддерживают инициативу BYOD (bring your own device, "принеси собственное устройство"), но вопрос безопасности является ключевым. Только 43% компаний предоставляют полный удаленный доступ ко всем корпоративным ресурсам, тогда как доступ исключительно к почте — 71% компаний", — говорит она.
Господин Бигай напоминает также, что живое общение помогает команде работать сплоченнее, поэтому потребность в присутствии сотрудников в офисе сокращается не так сильно, как это можно было ожидать.
Тем не менее Никита Догадченко, руководитель направления унифицированных коммуникаций компании CTI, рассказывает: "Одна из крупнейших российских ритейл-сетей, известная каждому, содержит более половины штата дома, то есть на удаленной работе. В целом такой подход позволяет компаниям серьезно экономить не только на офисных площадях, но и на других статьях расходов, таких как мебель, офисные и канцелярские принадлежности и многое другое".
Заместитель генерального директора по основной деятельности аутсорсинговой компании "Интеркомп" Лия Пекленкова считает, что, несмотря на существенное влияние новых технологий на бизнес в России, говорить о массовом сокращении арендных площадей компаниями и переводе сотрудников на дистанционную работу пока рано. Безусловно, есть те, кому это удалось: прежде всего тем же самым IT-компаниям. В практике ряда компаний нормальной является ситуация, когда количество рабочих мест меньше, чем сотрудников, так как последние могут выполнять работу вне офиса. Но количество таких примеров составляет только несколько процентов от общего числа компаний на рынке. "Прежде всего это связано с несколькими факторами. Во-первых, с недостаточным регулированием некоторых вопросов трудовых отношений на законодательном уровне. Во-вторых, с отсутствием сложившейся культуры таких отношений между работником и работодателем: с одной стороны, далеко не все сотрудники могут эффективно работать дистанционно, а с другой, далеко не все работодатели готовы "распустить сотрудников по домам" из-за опасений потери контроля, хотя технические решения по обеспечению объективного контроля уже появились", — разъясняет госпожа Пекленкова.
Так или иначе, еще одним следствием развития технологий, считает господин Бигай, станет интернационализация бизнеса. "Сейчас стало намного проще строить международный бизнес, и это то, к чему нужно стремиться, увеличивая долю экспорта в экономике", — полагает он, напоминая, что развитие коммуникаций позволяет гораздо проще находить контакт с зарубежными партнерами, чем еще десять лет назад.
Коммерция по дешевке
Юлия Авдеева, директор по маркетингу компании "ИдеаЛоджик", говорит, что развитие интернета оказывает огромное влияние и на рынок e-commerce. "Если раньше, чтобы открыть интернет-магазин, нужно было арендовать склад и офис, нанять и обучить штат сотрудников (от операторов call-центра до курьеров), а также обеспечить выполнение ряда операционных процессов, таких как прием товара у поставщиков и размещение его на хранение, прием заказов от покупателей, комплектация заказов, их упаковка и доставка, кассовое обслуживание, то сейчас все это можно легко и быстро передать на аутсорсинг. По сути, запустить интернет-магазин теперь можно находясь где угодно, все остальное сделают аутсорсинговые компании: от разработки и продвижения сайта до доставки заказа получателю", — делится эксперт.
Следуя новым тенденциям, большое распространение получили компании — дропшиперы и одностраничные сайты, занимающиеся продажей монотовара. Первые — посредники иностранных интернет-магазинов. Они размещают в своем магазине товары с других площадок, получают с русскоязычных покупателей деньги за заказ, а потом заказывают этот товар за рубежом на адрес покупателя, имея при этом свою маржу. Вторые же занимаются администрированием. Создают продающий одностраничный сайт, предлагающий купить тот или иной товар, нанимают компанию по его продвижению (или просто закупают лиды), аутсорсинговый call-центр (менеджеры которого консультируют покупателей и принимают заказы) и оператора, обеспечивающего полный цикл логистики — прием товара у поставщика, комплектацию заказов, организацию доставки отправлений тем или иным способом и прием с получателей денежных средств. "И в первом, и во втором случае, владельцу интернет-магазина достаточно просто иметь компьютер с доступом в интернет и несколько аутсорсинговых компаний, готовых выполнять всю операционную работу", — говорит госпожа Авдеева.
Популярность аутсорсинга в сфере логистики растет с каждым годом. Согласно последним исследованиям, более 80% интернет-магазинов готовы передавать на аутсорсинг те или иные бизнес-процессы. И если раньше об аутсорсинге задумывались в основном крупные интернет-магазины, достигшие определенного уровня развития и стремящиеся к расширению, то сейчас все больше стартап-проектов выбирают путь аутсорсинга с момента своего открытия.
"Тем не менее российский рынок e-commerce отстает от развитых на 15 лет и имеет колоссальный потенциал роста как в части своего объема, так и в части использования аутсорсинга. К примеру, если в США около половины интернет-магазинов передают на аутсорсинг все свои логистические процессы, то в России эта цифра не превышает 15%. А это означает, что существующие тренды сохранятся и в дальнейшем", — прогнозирует представитель "ИдеаЛоджик".
Александр Левитас, бизнес-тренер и консультант, совладелец PR и маркетингового агентства "Дискавери центр", согласен с коллегой. "Все то, что нужно для запуска стартапа с потенциалом прибыли в миллионы долларов, зачастую доступно бесплатно или за копейки. Хотите профессионально сделанный сайт? Вам не нужен Лебедев со своей студией, вы можете поставить движок WordPress и "натянуть" на него готовый дизайн, все вместе обойдется меньше чем в сто долларов. Хотите прикрутить к сайту интернет-магазин, блог, сервис видеоконференций, социальные кнопки, систему бэкап, бухгалтерию, выставление счетов? Соответствующие расширения либо сервисы доступны за копейки, за проценты, а то и вовсе бесплатно, — делится господин Левитас. — То же самое касается и офлайнового бизнеса. Почти любую функцию в своей компании вы можете аутсорсить. Есть компании, готовые взять работу на себя, и есть фрилансеры, готовые работать за небольшие деньги, причем нередко это те же самые фрилансеры, за чью работу вы заплатили бы сотни тысяч, если бы сделали заказ в более крупной компании. Почти все, от курьерской службы до печати книг, может сделать для вас кто-то другой. Нужны технологии, комплектующие, упаковка, даже готовый товар? Есть и это, и недорого — уже разработано, уже произведено, осталось только наклеить логотип".
Умные вещи
Одной из ключевых технологических инноваций станет проникновение интернета вещей (Internet of things, или IoT) во все сферы жизни. Резкий рост количества данных, поступающих от сенсоров "умных" устройств, предоставит бизнесу полный спектр информации о поведении потребителей.
Уже сегодня 75% западных компаний стараются получить надлежащую аналитику от текущего потока данных. "Предприятия, своевременно внедрившие технологии Big Data, смогут сделать рывок вперед, предоставляя индивидуализированные продукты и услуги своим клиентам, тогда как компании, работающие по старинке, обречены в мире будущего на постепенное вымирание", — считает Аркадий Золотовицкий из i-Sys.
Интернет вещей разовьет бизнес-модель оплаты за использование, когда умные устройства будут информировать производителей о графике применения и начислять плату на основании этих данных. Появление сервисов повременной оплаты автомобилей и других устройств создаст множество новых возможностей для развития и роста промышленного производства. IoT станет основой для массового внедрения технологий "умного дома", "умного здания", "умного города".
"Около 95% представителей западного бизнеса ожидают получения преимуществ от использования таких систем в ближайшие два года. Развитие инноваций в данной области, применимых как в гражданском, так и в военном секторе, могло бы стать одним из ключевых векторов российской стратегии импортозамещения", — полагает господин Золотовицкий.
Евгений Ларионов, основатель и управляющий директор федеральной сети мини-кофеен Coffee and the City, владелец агентства медийных исследований Ex Libris, говорит: "Казалось бы, сфера HoReCa далека от онлайна и каких-либо интерактивных технологий, но на самом деле все совсем наоборот. Мы постоянно внедряем множество технологичных и необычных проектов. Например, проводим персонификацию гостя с помощью "биконов" (от англ. beacon "маяк" — система, позволяющая реагировать на информацию устройств bluetooth, находящихся поблизости от датчика) и Wi-Fi-аналитики. Таким образом, мы понимаем, какой гость приходит, узнаем о его потребительских предпочтениях, знаем заранее, что ему можно предложить. Проводим распознание гостей по камерам: на сегодняшний день мы внедряем это с помощью vision labs. Это позволяет нам идентифицировать большую часть гостей, даже тех, у кого не подключен bluetooth, и тем самым лучше налаживать коммуникации с гостями, что является основой нашей концепции (personal touch).
Также у нас внедрена служба контроля качества Quality of Service: удаленная служба для онлайн-отслеживания качества работы в каждой точке нашей сети. Сотрудниками данной службы ежедневно отслеживается карта общения с гостем, KPI по чистоте и организации пространства, меню и другие ключевые показатели, которые влияют на внутренние рейтинги сотрудников и кофеен и позволяют выдерживать хорошие и сильные стандарты качества по всей сети. Также в режиме онлайн сразу может быть сделана та или иная поправка, то есть налажена двусторонняя связь".
Слежка как сервис
Ольга Фефелова, PR-менеджер ОАО "МГТС", отмечает, что новые технологии позволяют экономить и на логистике. "С началом массовых подключений абонентов к услугам новой оптической сети GPON в 2013 году началось поэтапное внедрение платформы SAP Workforce Management, которая позволяет формировать и распределять наряды на проведение работ с учетом географической локации исполнителей, их специализации и загруженности. На ее базе был создан центр диспетчеризации работы монтажников, которые занимаются как новыми подключениями к услугами, так и технической поддержкой абонентов. Уже на первом этапе система обеспечила точную фиксацию времени начала и завершения работ разных типов, а анализ этих показателей позволил сократить время подключения новых клиентов в полтора раза, технической поддержки — в два раза, — рассказывает она. — На втором этапе началось внедрение мобильного решения, позволяющего управлять работой монтажников в режиме реального времени с учетом их геолокации. "Сотрудникам, сначала на пилотных участках, а с мая 2015 года — на всех были выданы мобильные устройства, которые позволяют монтажникам получать наряды на эти устройства, а системе выстраивать их маршрут в течение рабочего дня с учетом их фактического местонахождения и вносить коррективы в реальном времени. Результаты проекта на пилотных участках показали, что мобильный модуль позволяет увеличить объем выполненных работ при тех же ресурсах еще на четверть. Система отслеживает работу 1,5 тыс. человек и поддерживает распределение около 4 тыс. нарядов в сутки, или более 100 тыс. заявок в месяц".
Схема работы системы такова: в диспетчерский центр поступают все заявки на подключение и обслуживание абонентов по технологии GPON. Далее происходит автоматическая обработка этих заявок и выдача нарядов с учетом местонахождения конкретных монтеров, их специализации и загруженности при постоянном обновлении этих параметров.
"Диспетчеризации заявок и геолокация мобильных сотрудников позволяет четко контролировать время прихода и ухода монтажников, улучшить их координацию, что в конечном итоге приводит к большей производительности монтеров, росту качества и скорости выполнения поставленных перед ними задач. Для российского телекоммуникационного сектора это — первый и уникальный проект по управлению в режиме реального времени всем процессом подключения телекоммуникационных услуг в Москве", — гордится госпожа Фефелова. В мире система Workforce Management уже используется такими крупными операторами, как Portugal Telecom, Vodafone, Telecom Austria, Telstra Oi и Bell Canada.
Впрочем, контроль за сотрудниками внедряется не так просто, замечает специалист по связям с общественностью "ГдеМои" Оксана Троицкая. "С развитием систем спутникового слежения GPS и ГЛОНАСС мировой и отечественный бизнес быстро движется в сторону глобального наблюдения за сотрудниками. Началось все, разумеется в США — на родине GPS-технологии. Здесь наблюдение за сотрудниками уже давно расцвело пышным цветом и уже приносит первые плоды в виде HR-скандалов. Так, совсем недавно западные порталы облетела новость о том, что уволенная за отказ носить GPS-маяк в рабочее время женщина подала в суд на своего бывшего работодателя и требует компенсацию в размере $500 тыс.", — приводит пример госпожа Троицкая.
При этом, говорит руководитель сервиса "ГдеМои" Данил Нежданов, в абсолютном большинстве случаев следят не за офисными работниками, а за сотрудниками, которые по долгу службы находятся в разъездах: аудиторы и водители, сервисные инженеры, курьеры и прочие. "В этом случае слежение приносит ощутимую пользу всему бизнесу. Во-первых, экономия времени и средств: сервис позволяет оперативно раздавать задания и получать отчеты, минуя заезды в офис. Во-вторых, повышение клиентского сервиса: сотрудники всегда на связи как с руководством, так и с клиентами, общение с которыми становится оперативным", — перечисляет он достоинства системы.
Все большей популярностью пользуется технология онлайн-мониторинга передвижений заказа. Заказчики пиццы, цветов и прочие клиенты доставки благодаря сервису GPS-слежения могут через интернет наблюдать по карте, как к ним движется заказ.
"Всеобщая "мобильнизация" населения сделала возможность GPS-наблюдения за сотрудниками очень доступной и недорогой. Поэтому в дальнейшем компаний, следящих за передвижениями своих работников, будет все больше", — рассуждает господин Нежданов.
Алексей Ильин, заместитель генерального директора компании "Нетрика", также уверен, что дальше процесс пойдет еще быстрее, и рост числа мобильных решений может привести к полному отказу от персональных компьютеров. "Под влиянием технологий изменятся все отрасли: обслуживание станет более персонифицированным, а во главе угла встанут интересы и потребности пользователей", — резюмирует эксперт.