Хроника несостоявшегося рынка
В июле 2009 года премьер-министр Владимир Путин разрешил временно, до проведения отбора операторов, размещать госзакупки, объем которых оценивался на тот момент в 4 трлн руб., на трех электронных площадках: Сбербанка, а также созданных при участии региональных властей ЕЭТП (Москва) и Агентства по госзаказу Республики Татарстан.
В ноябре 2009 года Минэкономики впервые отобрало пять операторов электронных торгов для размещения госзаказа в соответствии с законом «О госзакупках» 94-ФЗ (утратил силу). Три действовавшие на тот момент площадки сохранили свои позиции, из 15 других участников к ним прибавились два новых оператора — РТС и ММВБ. Результаты отбора, критерии которого не раскрывались, вызвали сопротивление игроков рынка, а OOO «Фабрикант.ру», в 2009 году ставшее официальной торговой площадкой Минобороны и «Росатома», безуспешно пыталось оспорить их в арбитражном суде Москвы.
В январе 2014 года в Госдуму был внесен законопроект о полном переводе приватизации госимущества в электронную форму с 2015 года. Создать для этого единую систему электронных торгов и отобрать площадки для продажи гособъектов на десятки миллиардов рублей в год предполагалось в течение года.
В июне 2014 года Минэкономики впервые опубликовало законопроект о правилах проведения отбора площадок: его планировалось провести уже в соответствии с новым законом о контрактной системе 44-ФЗ. Предложенные требования раскритиковали эксперты и операторы, которые тем не менее начали готовить свои площадки для участия в отборе: около десяти операторов вложили в их развитие от $1 млн каждый. Помимо госзакупок площадки предполагалось использовать для процедур приватизации госимущества и банкротств.
В августе 2014 года правительство неофициально отложило на год срок проведения отбора ЭТП. Перенос отборочных процедур объясняли необходимостью сначала запустить полностью в электронном виде такую существенную часть госторгов, как конкурсы.
В октябре 2014 года на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было предложено не проводить новый отбор площадок, а продлить на несколько лет контракты с действующей пятеркой игроков (заключенные до 25 января 2015 года), проведя их техническую аттестацию — с расчетом на то, что кроме госзакупок они будут использоваться для процедур приватизации госимущества и банкротств. Участники рынка предлагали увеличить их число с пяти до десяти-пятнадцати, отобрав операторов, в том числе из зарекомендовавших себя в банкротстве, а также готовых работать в приватизации.
В декабре 2014 года арбитражные управляющие пролоббировали принятие поправок к закону о банкротстве о саморегулировании рынка продажи имущества банкротов: торги в этом сегменте с 1 июля 2015 года должны были проводить операторы—члены саморегулируемой организации (СРО).
В марте 2015 года Минэкономики внесло в правительство согласованный с Минфином, Минкомсвязью и ФАС четвертый вариант правил отбора ЭТП, предложило провести новый отбор площадок для размещения госзаказа в 2016–2020 годах. Одновременно предлагалось установить единые требования к площадкам для госзакупок и корпоративных торгов — в частности, запрет на их аффилированность с заказчиками. Правительство новые правила не утвердило.
В июне 2015 года Минэкономики предложило Игорю Шувалову отменить саморегулирование операторов в сфере банкротства и перевести продажи имущества должников на площадки по госзакупкам, отобрав в придачу еще не менее пяти из 50 аккредитованных Минэкономики банкротных площадок. Срок вступления в силу поправок о создании СРО операторов по банкротствам был отодвинут на полгода с расчетом на их дальнейшую отмену.
В июле 2015 года Минэкономики отказалось от идеи ротации операторов ЭТП, обеспечивающих госзакупки, предложив правительству вместо этого ужесточить действующие с 2009 года технические и финансовые требования к площадкам, предусмотрев для них новую биржевую схему работы — с отделением организации торгов от финансовой инфраструктуры. Отбор операторов корпоративных торгов, идея которого вызвала протесты бизнес-сообщества, также было предложено не проводить, заменив его единой системой аккредитации, которая привела бы к сокращению числа таких площадок со 153 до 10–15.
В сентябре 2015 года Игорь Шувалов предложил оставить для проведения торгов по госзакупкам, закупкам госкомпаний, банкротствам и в дальнейшем приватизации не более пяти универсальных площадок, передать эти функции действующим операторам, а через год провести новый отбор.