"Трансаэро" не долетела до санации
Пассажиров авиакомпании перевезут другие
Вчера вторая авиакомпания страны "Трансаэро" фактически закончила свою деятельность. После того как правительство, "Аэрофлот" и банки-кредиторы не смогли согласовать схему санации авиакомпании с долгом около 250 млрд руб., Росавиация запретила ей продавать билеты. Оставшихся пассажиров вывезут "Аэрофлот" и другие компании. Но проблема расчета с кредиторами не решена, а перспективу банкротства в правительстве по-прежнему не исключают.
Вчера, как и ожидалось, правительство и "Аэрофлот" окончательно отказались от санации "Трансаэро" за счет продажи 75% плюс одной акции проблемного перевозчика. Совет директоров "Аэрофлота" отказался от оферты "Трансаэро" на покупку контрольного пакета за 1 руб., поскольку пакет не был собран в срок. Этому предшествовало обсуждение проблемы на совещании у премьера Дмитрия Медведева. По сведениям "Ъ", на нем было решено, что "Аэрофлот" все-таки не будет брать на себя долги "Трансаэро" (с учетом лизинга превышают 250 млрд руб.), а лишь обеспечит бесперебойную операционную деятельность. При этом к "Трансаэро" "будет применена процедура постепенного банкротства", говорят источники "Ъ", близкие к ситуации. Вчера Росавиация уже направила "Трансаэро" уведомление о запрете продажи билетов. Но число пассажиров, уже купивших билеты "Трансаэро" (продавались в последние месяцы с большими скидками), составляет 650 тыс. человек.
Решение о санации перевозчика с участием "Аэрофлота" было фактически ультимативно предложено в начале сентября на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова (см. "Ъ" от 2 сентября). Санатор за месяц успел перехватить управление: ключевые посты в "Трансаэро" заняли менеджеры "Аэрофлота", обсуждались варианты вхождения "Трансаэро" в объединенную дочернюю компанию "Аэрофлота" с другими компаниями группы.
По сведениям "Ъ", в сентябре "Аэрофлот" использовал не менее 5 млрд руб. на операционную деятельность "Трансаэро". Но в итоге к 28 сентября схема, по сути, была сорвана: акционеры "Трансаэро" собрали лишь 60% акций, а банки-кредиторы не смогли договориться об условиях реструктуризации долгов.
Теперь ответственность за вывоз пассажиров "Трансаэро" возьмут на себя другие перевозчики. Совет директоров "Аэрофлота" разрешил компании использовать собственные средства для нормализации ситуации с "Трансаэро" "в рамках установленных лимитов". Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев заверил, что компания гарантирует пассажирам перевозку или возврат средств, если рейс "Трансаэро" будет отменен.
Операционный контроль над "Трансаэро" пока остается в ведении гендиректора компании, сообщил вчера глава Минтранса Максим Соколов. Сейчас эту должность занимает Дмитрий Сапрыкин, ранее заместитель гендиректора по продажам и имущественным вопросам "Аэрофлота". По словам министра, "Трансаэро" продолжит работу, "лицензия перевозчика не отозвана", помимо "Аэрофлота" "бремя безвозмездной перевозки пассажиров" готовы взять на себя "Сибирь", "ЮТэйр". Господин Соколов добавил, что вариант отзыва лицензии (речь, видимо, идет о сертификате эксплуатанта) возможен, "если компания будет признана банкротом или будут другие факторы, которые потребуют такого госрегулирования", но "пока в этом нет необходимости". Министр пояснил, что вопрос банкротства — в исключительной компетенции кредиторов, но пока в адрес перевозчика не поступали такие иски. В картотеке арбитражных дел не зарегистрировано заявлений о банкротстве "Трансаэро", но есть иски от ФК "Открытие" на 1,3 млрд руб. и Альфа-банка на $11,35 млн. Судебные решения по ним не вынесены.
По оценкам, на начало июня из общего долга "Трансаэро" в 260 млрд руб. долги перед банками составляли около 85 млрд руб. Самый крупный кредитор — ВТБ (12,7 млрд руб.), среди них также Сбербанк, МКБ, Новикомбанк, Абсолют-банк, МТС-банк и другие. Вчера в ВТБ отказались от комментариев, в Сбербанке (должен быть консультантом санации) на запрос "Ъ" не ответили. По словам Максима Соколова, "крупные кредиторы ведут себя адекватно, но количество кредиторов большое".
Банки, по данным "Ъ", опасались сценария с возможным банкротством перевозчика. "Не совсем понятно, почему решение о судьбе "Трансаэро" обсуждают не кредиторы, а правительство с одной из компаний-конкурентов, а кредиторы узнают об итогах из СМИ. Положение "Трансаэро" значительно ухудшилось, когда в нем сменилась команда управляющих",— говорит топ-менеджер одного из кредиторов. Его поддерживает и другой банкир: "Звучат заявления, что кредиторы отвергли план реструктуризации, но с нами никто ничего не обсуждал, хотя позиция основной массы кредиторов была выражена и в письмах в правительство".
Но запустить процедуру банкротства не так просто. Это могут сделать как само "Трансаэро", так и его кредиторы. "Руководитель компании обязан подать на банкротство в течение 30 дней после того, как компания стала неплатежеспособной, иначе он может нести личную ответственность по ее обязательствам, которые возникнут после этой даты",— поясняет глава практики банкротства юридической компании "Пепеляев групп" Юлия Литовцева. Кредитор также может инициировать банкротство по вступившему в силу решению суда о взыскании долга на сумму от 300 тыс. руб. с просрочкой исполнения свыше трех месяцев. "Но если банкротство инициирует банк на основании кредитного договора, то ему не нужно предварительно судиться, а только за 15 дней до подачи заявления о банкротстве опубликовать сообщение о намерении в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц",— обращает внимание госпожа Литовцева.
Судьба "Трансаэро" вызвала беспокойство и у туроператоров. Вчера АТОР опубликовала открытое письмо Минтрансу, Минкульту, Росавиации, в котором просила рассмотреть предоставление гарантий пассажирам, чтобы в случае негативного сценария им была бы предоставлена перевозка другими авиакомпаниями. По словам источника "Ъ" в отрасли, на октябрь проданы и оплачены билеты более 420 тыс. пассажиров "Трансаэро", почти половина — туристические рейсы. Глава Infomost Борис Рыбак говорит, что доля "Трансаэро" на рынке составляла примерно 15%, но часть ее была искусственно вызвана демпингом и с уходом "Трансаэро" с рынка она исчезнет. Компания оставалась монополистом на направлениях в Казахстан и Израиль, но здесь смогут работать другие компании, считает он.