Всенарядно избранный
Людмила Лунина — о том, каким предстает Борис Годунов на выставке Музеев Кремля
16 октября в Музеях Кремля открывается выставка "Борис Годунов — от слуги до государя всея Руси"
Бориса Годунова трудно воспринимать как давнего исторического персонажа, гений Пушкина сделал его вечно современным героем. Сейчас три театра в Москве и Мариинка в Санкт-Петербурге имеют в репертуаре драму или оперу "Борис Годунов". То, что властолюбивый Годунов убил царевича Дмитрия, чтобы завладеть троном, уже кажется бесспорным. "Профессионалы-историки давно отвергли эту теорию,— говорит заместитель директора Музеев Кремля Ольга Дмитриева.— Мы хотим показать другие подходы".
Но как сделать мемориальную выставку о человеке, который умер 410 лет назад? Через какой именно предметный мир высветить его характер? Задача кажется невыполнимой, учитывая, что после Годунова было много смут. Но Музеям Кремля это удалось: из своих хранилищ, из других музеев и монастырей собрали 160 экспонатов — все, что имело отношение к герою, что он мог держать в руках или на что бросал взгляд.
Борис Годунов (1552-1605), выражаясь современным языком, был из "органов", то есть из свежесозданной Иваном Грозным опричнины. Поднялся из низов. Его сестра Ирина была замужем за наследником престола, Борис, царский шурин, сам удачно женился на дочери Малюты Скуратова. Шаг за шагом он вошел в близкий круг царя. Был одним из последних, кто видел Ивана Грозного живым, он и сообщил народу о государевой кончине.
Царь Федор Иоаннович по слабости здоровья править не мог, и Годунов становится у руля страны, которая стремится к освобождению от морока тирании. Первое десятилетие он был почти образцовым правителем. Прекратил репрессии, проводил разумную социальную политику, поощрял торговлю, провел в Кремле водопровод. "Его вспоминали как открытого, приятного в общении собеседника, который внимательно слушал, прекрасно говорил, не боялся идти на контакт,— рассказывает Ольга Дмитриева.— Он интересовался техническими и культурными новинками из Европы, выписал себе врачей из Германии и Англии, был лоялен к приверженцам разных конфессий, разрешил европейским купцам построить протестантские церкви".
При Годунове началось систематическое освоение Сибири (экспорт пушнины, стратегического сырья типа сегодняшней нефти), оживились контакты с Западом. Сильно развилось градостроительство: были основаны Самара, Саратов, Царицын, Тюмень, Тобольск, Сургут, Нарым.
Он первым, за сто лет до Петра, посылал юношей из дворянских семей учиться за границу. Правда, никто обратно не вернулся. Свалили-с. Доподлинно известно, что Годунов планировал открыть университет, но планы не реализовались.
Руководители иностранных государств относились к нему с уважением, о чем свидетельствуют щедрые посольские дары. Например, изумительный трон — подарок персидского шаха Аббаса. Король Яков I Стюарт прислал Годунову шедевр английского "автопрома" — роскошную карету, своего рода "бентли" ручной сборки. Поворотный механизм у "бентли" отсутствовал, разворачивалась она вручную, называлась колымагой. Карета прекрасно сохранилась, очевидно, ввиду отсутствия подходящих дорог.
Наконец, и это чуть не главная часть выставки, мы увидим Годунова — покровителя искусств и ремесел. Отделанные жемчугом и золотом плащаницы, иконы в драгоценных окладах и много других чудесных вещей производилось под его личным патронажем. Мы впервые увидим так называемую "Годуновскую псалтирь" — рукописную и богато иллюстрированную книгу.
Годунов был изрядным франтом. Сохранилась опись его гардероба: шапка с алмазом, бархатные венецианские кафтаны, шубы, соболья "кучма" (шапка), украшенная изумрудами, яхонтами, жемчугами и "круживом". Вся эта haute couture до нас не дошла, но описи не горят.
Изумительной красоты скипетр и державу для Годунова сделали в Праге, в мастерских, которые обслуживали образцовый на тот момент монарший двор Рудольфа II. Художественное совершенство атрибутов государственной власти — а это Годунов ввел их в церемониальный обиход — должно было подтвердить легитимность нового царя, который был государем избранным, а не по крови.
Закончились "тучные годы" катастрофой: уничтожением политических противников, многолетним неурожаем и, как следствие, народными бунтами, "смутным временем" и прочее. В апреле 1605-го Годунов скоропостижно скончался, 53 лет от роду. Сын его и жена были задушены, дочь отправлена в монастырь.
Так кто же убил царевича Дмитрия? В 1819 году в архивах обнаружили так называемое "Угличское дело" (и оно тоже представлено на выставке). Оно касалось обстоятельств смерти царевича, который в припадке эпилепсии якобы сам нанес себе смертельную рану. Это первое следственное дело в истории России. И, как многие громкие дела, оно до сих пор не закончено: убийца не назван. Все-таки склоняются к тому, что да, сам Дмитрий и порезался. Несчастный, так сказать, случай. Устроители выставки и этот удивительный факт взяли на вооружение: для детей приготовили программу в жанре "Следствие ведут...".