Бюджетные инвестиции готовят к анализам
Белый дом намерен пересмотреть все проекты, которые оплачивает казна
Реформа отбора инвестпроектов для Федеральной адресной инвестпрограммы на 1 трлн руб. станет второй после пересмотра закупок госкомпаний на 17 трлн руб. В отсутствие денег в правительстве торопят введение двойного — проектного и сметного — контроля для претендентов на бюджетные инвестиции уже с 2016 года, их оценкой займется Минэкономики. Для этого в Белом доме хотят передать ему ФАУ "Главгосэкспертиза" и Центр ценообразования в строительстве (сейчас в ведении Минстроя), но волокита уже дважды сдвигала сроки рассмотрения вопроса, несмотря на критику вице-премьера Дмитрия Козака. Госкомпании тоже не забыты — для них готовятся новые ужесточения.
Как следует из текста поручений премьера Дмитрия Медведева по итогам совещания о повышении эффективности расходов госкорпораций и компаний с госучастием 28 сентября ("Ъ" писал о нем 28 и 29 сентября) и переписки ведомств, правительство намерено кардинально изменить подход к бюджетным инвестициям. Вслед за закупками госкомпаний на 17 трлн руб. Белый дом взялся за решение второй по масштабу проблемы — формирования ФАИП, которая стоит 1 трлн руб. в год.
Главная реформа в поручениях премьер-министра сформулирована в последнем, пятом пункте протокола совещания (ДМ-П13-94пр): Минэкономики и Минфину до 15 ноября "проработать вопрос о целесообразности двухэтапной процедуры включения" инвестпроектов в ФАИП. Основная претензия правительства к бюджетным стройкам — раздувание их смет при проектировании и строительстве, когда бюджет уже не может остановить выделение средств. При этом принцип двухэтапного отбора объектов бюджетных инвестиций (средства выделяются только после экспертизы оптимальной по цене и исполнению концепции проекта) Белый дом уже начал реализовывать в 2014 году — тогда речь шла о проектах дороже 8 млрд руб.
К 2015 году планка была снижена до 1,5 млрд руб., но, по данным Минэкономики, подавляющее большинство проектов получают меньше и с меньшим контролем. Ведомство предлагает ввести двойной контроль для всех объектов ФАИП — вчера заместитель главы Минэкономики Евгений Елин рассказал "Ъ", что "бизнес активно поддерживает эту идею — смена правил игры на ходу его дезориентирует, а предварительный отбор позволит консолидировать заказы на проектирование и строительство объектов".
При этом у Минэкономики нет своих экспертных мощностей для оценки всех проектов. Они есть у Минстроя — ряд учреждений, специализирующихся на таких работах (ФАУ "Главгосэкспертиза", ФАУ "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" и оскандалившееся завышением сметных нормативов ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве"). По данным "Ъ", в аппарате правительства с лета 2015 года изучали возможность их передачи Минэкономики — но межведомственная борьба затянула рассмотрение вопроса.
Так, вице-премьеру Дмитрию Козаку пришлось трижды повторить поручение Минстрою, Минэкономики и Минфину "прекратить бюрократическую волокиту" и представить в правительство согласованный доклад и проекты актов, "предусматривающих передачу Минэкономики полномочий по вопросам ценообразования при проектировании и строительстве, проведения госэкспертизы проектной документации и проверки достоверности сметной стоимости", как и "подведомственных Минстрою" организаций, работающих в этих сферах. При этом одно из обращений вице-премьера отмечает неисполнение ранее данных поручений по этому поводу и самого Дмитрия Козака (ДК-П9-138пр), и Дмитрия Медведева (ДМ-П9-84пр) от 30 июля, а другое — сдвигает срок внесения доклада с 29 сентября на 15 октября: прежний также не был выдержан.
В "Главгосэкспертизе" рассказали "Ъ", что знакомы с концепцией ее переподчинения Минэкономики, но комментировать это отказались. По данным источника "Ъ", близкого к Минстрою, реорганизация связана и с очевидным конфликтом интересов: сейчас регулятор может влиять на деятельность подчиненного ему экспертного органа, куда попадают его же проекты.
Спешка же Белого дома, вероятно, объясняется намерениями запустить новый порядок с начала 2016 года — для чего придется пропустить через "двойной фильтр" все инвестпроекты ФАИП. Идея, отметим, сопрягается с работой Минстроя, который готовит создание Единого технического заказчика (ЕТЗ), призванного предотвратить размывание бюджетных инвестиций по министерствам и ведомствам (см. "Ъ" от 11 апреля, 31 июля и 4 августа),— ЕТЗ также должен заработать с 1 января 2016 года. Тем временем объемы проектов, которые нельзя бросить и дорого продолжать, растут: Счетная палата оценила недострой в рамках ФАИП в 2 трлн руб. (см. "Ъ" от 10 сентября).
Впрочем, внимание правительства к ФАИП не означает, что для госкомпаний и госкорпораций реформы уже закончились. Помимо уже описанных "Ъ" инициатив по переводу всех их закупок на 17 трлн руб. в электронную форму, в Белом доме теперь обсуждают введение закрытого перечня конкурентных способов закупок и правил их проведения, ужесточение регламента покупки у единственного поставщика, а также возможность фиксации в договорах ответственных за каждую конкретную закупку — это должно облегчить ФАС фиксацию неконкурентных действий госмонополий. Со своей стороны, Минфин изучает возможности введения для них жестких графиков предоставления и использования госсредств. Также Минфин должен до 16 ноября изучить вопрос создания в "материнских" структурах госкомпаний единых казначейств, которые будут контролировать распределение госсредств внутри всей структуры компании, а до 25 ноября — подготовить предложения об ограничении оплаты поставленных товаров, работ и услуг до включения информации о них в реестр договоров.