Правила игры
уточняет Дмитрий Бутрин, заместитель главного редактора
16 октября Банк России опубликовал данные новой серии обследований крупных компаний по погашению внешнего долга. Предыдущий раунд обследований предпринят ЦБ для того, чтобы показать, что в значительной степени ожидающиеся выплаты нефинансового сектора по внешнему долгу — это внутрикорпоративные операции, оказывающие существенно меньшее влияние на курс рубля. С переходом к плавающему курсу и инфляционному таргетированию Банк России так или иначе будет вынужден превращаться в "информационную машину", управляющую ожиданиями посредством сигналов рынку — и при первой публикации комментария сведения о том, что из $61 млрд погашения в сентябре--декабре 2015 года внешнего долга компаниями около $26 млрд придется на внутригрупповые операции (обычно рефинансируемые), были образцом такого сигнала: "давление выплат по внешнему долгу на курс будет ниже, чем представляется из статистики".
В прошлой публикации внимание имело смысл обращать именно на абсолютный объем погашения корпоративного внешнего долга, тогда как в оценке погашений первого квартала 2016 года они не так важны, как ожидаемая доля внутригрупповых погашений долга к "настоящему" погашению зарубежных кредитов. В январе--марте 2016-го погашения нефинансового сектора составят по паспортам сделок $13,9 млрд, и новая серия обследований ЦБ касается уже около 70 групп компаний. Реально же, по расчетам ЦБ, фактические платежи составят до $12,7 млрд, а $1,2 млрд, как предполагается, стоит рассматривать как почти безопасные с точки зрения курса внутрикорпоративные операции — это в несколько раз меньше, чем в конце 2015-го. Однако по той же группе 30 крупнейших компаний доля внутрикорпоративных операций теперь существенно ниже, чем в предыдущем квартале. В октябре 2015-го на внутригрупповое финансирование, по расчетам ЦБ на основании отчетов компаний по МСФО и их комментариев, будет приходиться 59% погашений, в ноябре — 8%, в декабре — 48%. В январе доля упадет до 24% (прогнозируемые чистые выплаты составят $1,5 млрд), в феврале — до 11% (чистые выплаты $2,2 млрд), в марте составит 12% (выплаты — $2,3 млрд).
ЦБ в этой картине важно то, что выплаты первого квартала 2016-го ожидаются равномерными, однако нам более интересны причины предполагаемого (пока больше, чем предположения, на основании оценок ЦБ делать невозможно) снижения внутрикорпоративного внешнего кредитования в группах — при том что крупных сделок по изменению структуры этих групп по отчетности не было. В 2011-2014 годах было принято считать, что до половины "оттока капитала" из РФ объяснялось именно практикой внутрикорпоративного кредитования и трансграничного реинвестирования дивидендов: очень большие изменения в этой схеме могут влиять на курс рубля не меньше, чем погашение долга, но, главное, иначе, чем раньше.