На "Трансаэро" зарегистрировались банки
Поданы первые заявления о банкротстве авиакомпании
В отношении "Трансаэро", долги которой достигали 260 млрд руб., поданы первые заявления в суд о банкротстве от Сбербанка и Альфа-банка. Такую возможность изучает и ВТБ. Кроме того, несколько десятков контрагентов "Трансаэро" пытаются взыскать с перевозчика в судах долги на сумму более 11 млрд руб. По данным "Ъ", Росавиация уже в ближайшие дни определится с процедурой остановки действия сертификата эксплуатанта "Трансаэро".
Сбербанк и Альфа-банк подали заявления в суд с требованием признать банкротом авиакомпанию "Трансаэро". Заявление Сбербанка поступило в прошлую пятницу, говорится в картотеке арбитражных судов, Альфа-банк сообщил об иске вчера. Оба банка не стали комментировать мотивировочную часть исков и сумму долга. В "Трансаэро" и "Аэрофлоте" (фактически сейчас управляет деятельностью проблемной авиакомпании) отказались от комментариев.
О намерениях этих банков подать заявления о признании "Трансаэро" банкротом стало известно еще в начале октября. Тогда прошло совещание о судьбе авиакомпании у Дмитрия Медведева, на котором дальнейшая деятельность "Трансаэро", обремененной долгом 260 млрд руб. (неофициальная оценка на начало июня, из них кредиты перед банками — 85 млрд руб.), была признана невозможной. К тому моменту акционеры авиакомпании сорвали сроки оферты по продаже "Аэрофлоту" 75% плюс 1 акции "Трансаэро", а кредиторы не договорились об условиях реструктуризации долгов. По итогам встречи премьера с кредиторами, авиакомпаниями и профильными чиновниками, по сути, единственным возможным вариантом развития событий было выбрано банкротство "Трансаэро", а с 1 октября продажа билетов на регулярные рейсы перевозчика уже была остановлена. По сведениям "Ъ", на этой неделе Росавиация должна определиться, в каком формате будет приостановлено действие сертификата эксплуатанта "Трансаэро".
В начале октября глава Сбербанка Герман Греф говорил, что банк обратится к процедуре банкротства, "как только просудит задолженность". Общая сумма долга "Трансаэро" перед банком (включая лизинг шести самолетов) — 11 млрд руб., из них 6 млрд руб.— по кредиту.
Альфа-банк судится с "Трансаэро" на сумму около 735 млн руб., от Сбербанка пока не поступали иски с требованием взыскать долги (по закону сейчас банк может подать заявление о банкротстве без предварительного взыскивания долга в суде). Самый крупный кредитор "Трансаэро" ВТБ "пока только изучает возможность подачи иска о банкротстве", сообщили вчера "Ъ" в банке. Лизинговая задолженность авиакомпании за 21 самолет перед ВТБ — 40 млрд руб., кредитная — 12,7 млрд руб., говорил в начале месяца глава банка Андрей Костин (90% кредита обеспечено госгарантией). Вчера в банке "Ъ" сообщили, что его дочерняя "ВТБ Лизинг" подала иски о взыскании просроченной задолженности "Трансаэро", но не уточнили размер требований.
Всего в картотеке арбитражных дел уже зарегистрировано не менее 50 исков от контрагентов "Трансаэро" более чем на 11 млрд руб. Среди них иски "Аэрофлота" на 5 млрд руб., ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" — более чем на 500 млн руб., поставщика авиатоплива "РН-Аэро" (принадлежит "Роснефти") — более чем на 3,4 млрд руб. Помимо Сбербанка, ВТБ и Альфа-банка кредиторами "Трансаэро" являются Газпромбанк, Новикомбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, МКБ, Абсолют-банк. Вчера источники "Ъ" в ряде этих банков сообщили "Ъ" что не планируют подавать иски о банкротстве, поскольку одного такого дела достаточно. "Основной вопрос в том, как и по какой цене будут реализованы залоги. Даже внутри сообщества кредиторов нет полной информации о том, какая часть кредитов имеет залоги, а какая часть беззалоговая, но именно с беззалоговой частью кредиторов ждут самые существенные трудности",— поясняют собеседники "Ъ". В 2014 году бывший первый заместитель гендиректора "Трансаэро" Дмитрий Столяров говорил, что у авиакомпании в собственности было 15 самолетов (всего у "Трансаэро" более 100 судов, но большинство из них в лизинге). Не исключено, что часть самолетов перевозчика была заложена по кредитам.
"Банки выдержали паузу, связанную с необходимостью спокойно развезти основную массу пассажиров, а теперь лишь подтвердили текущий статус "Трансаэро"",— говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Затягивать банкротство, по его мнению, нет смысла, поскольку "Аэрофлот", развозящий пассажиров, несет огромные убытки, а банкам хотелось бы определенности, чтобы попытаться вернуть хоть что-нибудь из активов.