Расписание недели
23 — 29 октября
Большую парадную выставку к 100-летию «Черного квадрата» сделали не у нас, а в Базеле — в силу отечественного разгильдяйства и особенностей культурной политики завинчивания духовных скреп. Третьяковка почтит участников «Последней футуристической выставки картин „0,10”», где и был впервые явлен «царственный младенец», выставкой графики Казимира Малевича и художников его круга из запасников музея.
Третьяковская галерея на Крымском Валу, 23 октября — 14 февраля
Bernhoft / концерт
Человек-оркестр Ярле Бернхофт пытается найти себя в этом мире с помощью композиций в стиле ретро-поп. Норвежский Робин Тике –– обладатель скромного нрава и гибкого приятного вокала. В родной стране он –– звезда номер один, к его интерпретации R‘n’B отнеслись благосклонно и в США ––прошлогодний альбом Бернхофта «Islander» попал в шорт-лист номинантов Grammy как «лучший R&B-альбом года». Теперь дело за Россией.
«Шестнадцать тонн», 20.00
Человек из ресторана / театр
Повесть Ивана Шмелева, опубликованная в 1911 году, описывает жалобный и мрачный абсурд жизни «маленького человека»,— официанта Скороходова как ближайшего родственника Поприщина и Йозефа К. уже в 1926 году сыграл великий Михаил Чехов. В спектакле «Сатирикона» Скороходова играет Константин Райкин — и его дар психологической эксцентрики в данном случае будет как нельзя более востребован. Тем, кто собирается убедиться в этом лично, стоит помнить, что «Сатирикон» из-за ремонта играет премьеру у соседей-кавээнщиков, то есть в бывшем кинотеатре «Гавана».
Театр «Сатирикон» (в помещении «Планеты КВН»), 19.00
Выставка «Крекс, фекс, пекс», великолепная кураторская работа Литературного музея и галереи «ГРОСart», посвящена 80-летию «Золотого ключика». История Буратино, берущая начало не столько в сказке Карло Коллоди, сколько в «балаганчиках» Серебряного века, рассказывается в двух регистрах — для взрослых и для детей. В представлении участвует множество прекрасных художников: Сергей Якунин, Игорь Макаревич, Леонид Тишков, Нина Котел, Владимир Сальников, Виктор Пивоваров и другие. В том числе — классик кинетического искусства Вячеслав Колейчук, который проведет мастер-класс по оптическим фокусам и парадоксам.
Литературный музей, Дом Остроухова в Трубниках, 13.00
С начала октября при кураторском участии Наума Клеймана кинотеатр «Пионер» и Пушкинский музей начали проводить серию показов классики мирового кино, так или иначе рифмующейся с действующими музейными экспозициями. Так, в рамках серии «Светопись в кино», приуроченной к выставке «Караваджо и последователи», можно будет увидеть «Грозу» Островского в постановке Владимира Петрова и оценить работу с игрой света и тени в раннем советском кинематографе.
Кинотеатр «Пионер», 19.30
К 80-летию подписания Пакта Рериха впервые в России выставят триптих Николая Рериха, написанный для одной из международных конференций, где разрабатывались положения будущего соглашения о защите культурных ценностей. «Мадонну Орифламму» и «Святого Франциска» привезут из Музея Рериха в Нью-Йорке, «Святого Сергия» — из Третьяковской галереи.
Музей Востока, 27 октября — 22 ноября
Мученическая смерть Аббаса / театр
Возможно, самые экзотические гастроли осени: в рамках симпозиума «Музыкальная карта мира» ЦИМ показывает ритуальную иранскую мистерию — не театр, а пратеатр, живущий без сцены, света и декорации, исключительно с актерами-мужчинами. Ритуальный театр та’зийе, традиции, техника и навыки которого на протяжении нескольких тысяч лет передаются только «из рук в руки», напрямую от учителей к ученикам, включен в перечень нематериальных культурных объектов ЮНЕСКО и приезжает в Москву всего во второй раз. Вход свободный!
Центр им. Вс. Мейерхольда, 19.00
В Большом театре продолжается сезон больших режиссерских имен: «Иоланта» Чайковского — первая оперная постановка Сергея Женовача, создателя и художественного руководителя Студии театрального искусства, одного из самых наших «не-оперных» театров, в котором очень ценятся бытовые детали и психологическая достоверность. «Иоланту» чаще ставят как довольно мрачную историю, но Сергей Женовач еще до премьеры сказал, что в его версии опера Чайковского приобретет черты волшебной фантазии и наивной сказочности. Вероятно, этим объясняется и появление в спектакле балетного дивертисмента — сюиты «Щелкунчик». За дирижерским пультом — Владимир Федосеев.
Большой театр, 28–30 октября, 19.00; 31 октября, 12.00 и 19.00
16-й фестиваль нового британского кино/ фестиваль
Из программы 16-го фестиваля нового британского кино Василий Миловидов выбрал шесть самых интересных фильмов программы — от лирической драмы про Шерлока Холмса до неожиданной документальной исповеди Марлона Брандо.
"Формула кино Горизонт", Центр документального кино, с 28 октября до 8 ноября
Прима французского бельканто, колоратурное сопрано Натали Дессей не только выдающаяся певица, но и стопроцентная актриса. Соответственно, и оперный репертуар у нее широчайший –– буквально от Царицы ночи до Кунигунды в «Кандиде» Бернстайна. В Москве же Натали Дессей исполнит произведения Шуберта, Мендельсона, Бизе, Форе, Римского-Корсакова и Рахманинова. Ее партнером в вокальном реситале станет пианист Филипп Кассар.
Концертный зал имени Чайковского, 19.00
Черная месса / фильм
В прокат выходит байопик бостонского криминального босса Уайти Балджера, информатора ФБР, державшего в страхе весь город, 16 лет находившегося в бегах и арестованного всего несколько лет назад. Балджера, считающегося прототипом героя Джека Николсона в "Отступниках" Мартина Скорсезе, поймали, когда он пошел посмотреть на себя в кинотеатр, где был случайно замечен полицейским.
Подробнее — в рецензии Анны Сотниковой.
Герман Титов. Жена астронавта, или Приходите завтра / выставка
У Германа Титова довольно причудливая биография. Вологодский предприниматель, увлекшийся в 1990-х концептуализмом, он познакомился с Андреем Монастырским, Вадимом Захаровым и другими участниками направления и стал заниматься изданием концептуалистских архивов. Красивейшая «Библиотека московского концептуализма» — его рук дело. Но обычная для мецената позиция увлеченного наблюдателя Титова не до конца устраивала: он сам стал художником, причем очень любопытным. Его выставки — сложные детективные истории, расследования отношений между, на первый взгляд, совершенно не связанными феноменами. В новейшей участвуют американский космический хоррор, роман Томаса Манна, советский каталог мебели, сломанный фотоаппарат и еще несколько вещей. Как ни странно, слагаются они не в дадаистский коллаж, а в довольно личную историю.
ММСИ на Петровке, 29 октября — 29 ноября