Депутатов вернули в капстрой
На этот раз они согласовали все предложения правительства
Депутаты заксобрания на прошедшей вчера «пленарке» приняли в первом чтении бюджет на 2016–2018 годы, а также поддержали ранее отклоненные правительственные инициативы о поэтапном повышении ставки по налогу на прибыль и утвердили перечень объектов капстроя на 2015–2017 годы с сохранением в нем расходов на строительство зоопарка. По мнению экспертов „Ъ“, на результатах голосования сказалась работа, проведенная с депутатами в период между пленарными заседаниями.
Основным вопросом вчерашней «пленарки» стало рассмотрение краевого бюджета на 2016–2017 годы. Представляя документ, председатель правительства края Геннадий Тушнолобов отметил, что он сформирован на основе пессимистического прогноза социально-экономического развития региона, в сторону снижения откорректированы темпы роста налогооблагаемой прибыли и фонда оплаты труда. На бюджет повлияли не только сложные экономические условия, но и необходимость исполнения соглашения с Минфином РФ, одним из основных условий которого является снижение дефицита бюджета до 10%. Премьер отметил, что сравнительный анализ бюджетов других регионов ПФО показал — Пермский край находится на втором месте после Республики Татарстан по уровню доходов и расходов на душу населения. «Это говорит о том, что надо серьезно задуматься при формировании наших расходов», — подчеркнул господин Тушнолобов. По его словам, 98%, или 95,6 млрд руб., от бюджета составляют расходы на реализацию 22 государственных программ, 80% составляют социальные расходы, многие из которых предлагается сделать адресными.
Основные параметры бюджета выглядят следующим образом: доходы бюджета в 2016 году запланированы на уровне 88,9 млрд руб., в 2017-м — 95,6 млрд руб., в 2018 году — 100,5 млрд руб., расходы в 2016 году составят 97,4 млрд руб., в 2017-м — 104,8 млрд руб., в 2018-м — 109,1 млрд руб. Дефицит бюджета в 2016 и 2017 годах планируется на уровне 10%, а в 2018 году — 8,8%.
При обсуждении документа глава бюджетного комитета Елена Зырянова в числе опасений, связанных с исполнением бюджета, назвала рост его долговой нагрузки к 2018 году до 50% от объема доходов. «Нет четкого объяснения, что будет после 2018 года», — заметила госпожа Зырянова. Депутат Геннадий Кузьмицкий сказал, что ему не стыдно за предложенный правительством проект бюджета, поскольку в нем предусмотрено сокращение дефицита. Глава фракции КПРФ Владимир Корсун отметил, что за истекший год «количество бедных в крае выросло на 15%, а число миллиардеров прибыло на 6%», поэтому он и фракция КПРФ будут голосовать против принятия бюджета. Однако при голосовании против предложенного варианта бюджета высказались только два депутата, остальные его поддержали.
Также большинством голосов был поддержан и предложенный губернатором законопроект о поэтапном повышении действующей в регионе ставки по налогу на прибыль с 13,5 до 18% к 2018 году. Ранее депутаты критиковали данный законопроект, считая, что повышение налоговой ставки не приведет к росту налоговых поступлений, а напротив, многие налогоплательщики «просто уйдут в тень». Первоначальный вариант законопроекта сохранял ставку в 13,5% для предприятий, инвестирующих в развитие собственного производства на сумму произведенных инвестиций, на сентябрьской «пленарке» большинство депутатов высказалось против его принятия. Новая редакция законопроекта предполагает применение пониженной ставки для организаций, осуществляющих капитальные вложения или благотворительную деятельность на территории края. Размер пониженных налоговых ставок будет зависеть от суммы инвестиций или объемов благотворительной деятельности за отчетный налоговый период. Несмотря на то что профильный комитет по экономической политике и налогам накануне не смог принять какого-либо решения — члены комитета при голосовании воздержались, на самой «пленарке» закон был принят в первом чтении. «Считаем, что правительство существенно доработало первоначальный вариант», — отметил перед голосованием лидер фракции «Единая Россия» Юрий Борисовец.
При внесении изменений в перечень объектов капитального строительства на 2015–2017 годы, также отклоненный депутатами в сентябре, дискуссия вновь развернулась вокруг зоопарка, который планируется строить в Индустриальном районе Перми. В сентябре на него предлагалось выделить 130 млн руб., в новой редакции перечня на зоосад резервируется всего 10 млн руб., остальные средства предложено направить на покрытие дефицита краевого бюджета. Как пояснил депутат Виктор Плюснин, эти 10 млн необходимы для того, чтобы продемонстрировать Рослесхозу, что край не отказывается от этого проекта, а после внесения изменений в правила землепользования и застройки, которые гордума Перми должна принять на своем заседании 27 октября, этих средств хватит для геологии будущего проекта на Нагорном. С резкой критикой данной инициативы выступил депутат Вадим Чебыкин, которому «непонятно, почему краевые власти упорно отказываются от строительства зоопарка на Братской, 100, где хотя бы есть проект, а сваливаются в очередную химеру, которая не просто неэффективна, но и незаконна». Его поддержал Илья Шулькин, напомнив, что он еще в начале года предлагал снять средства со строительства зоопарка, понимая, что они не будут освоены. Председатель профильного комитета и глава правительства отметили, что, помимо зоопарка, в перечне на 2015–2017 годы еще порядка 30 объектов, в том числе и те, на которые край запросил федеральное финансирование. «Если мы сейчас отклоняем перечень, то вернуться к нему вновь сможем не раньше апреля», — заметил Виктор Плюснин. «И вообще 90% включенных в перечень поправок — это предложения депутатов», — отметил Геннадий Тушнолобов. После этого за принятие перечня проголосовали 36 депутатов, четверо высказались против, четверо воздержались.
По мнению политтехнолога Алексея Чусовитина, итоги прошедшей «пленарки» говорят о том, что с депутатами между заседаниями была проведена определенная работа. «Думаю, в результатах голосования по спорным законопроектам есть заслуга главы администрации губернатора Анатолия Маховикова, который призван восстановить систему сдержек и противовесов, методично разрушавшуюся в регионе, особенно в последнее время. Депутаты услышали эти посылы и поддержали их своими голосами за губернаторские инициативы», — считает эксперт. Политтехнолог Виктор Соколов уверен: не последнюю роль сыграло и то, что глава правительства сам представлял бюджет на всех комитетах и «пленарке», что правительство все больше прислушивается к мнению депутатов, а также технически грамотное построение повестки пленарного заседания. «Было бы странным, если б депутаты приняли бюджет, а потом отказались голосовать за повышение налоговой ставки, с учетом которой и был подготовлен проект бюджета. Так что Валерий Сухих и аппарат заксобрания здесь сработали филигранно», — говорит Соколов.