«Пользоваться кодексом будет гораздо удобнее»

Единороссы подготовили поправки в КоАП

Кодекс об административных правонарушениях предлагают обновить, расширив санкции. Проект нового документа разработали единороссы Владимир Плигин и Дмитрий Вяткин. Депутаты намерены систематизировать кодекс, в частности, расширить часть, где описаны составы преступлений, с 17 до 32 глав. Также предлагается разделить правонарушения на разные категории по степени тяжести. В зависимости от нее будут варьироваться штрафы — от максимальных для граждан 100 тыс. руб. до потолка в 60 млн для юрлиц. Заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

— Расскажите подробнее, пожалуйста, в чем заключается общий подход к обновлению этого кодекса, что нужно менять, что назрело?

— Общий подход заключается в том, что Кодекс об административных правонарушениях, казалось бы, один из самых молодых по возрасту, если можно так сказать о законе, является самым изменяемым законом. В КоАП за время его действия, это чуть больше 12 лет, внесено более 300 изменений, несколько тысяч предлагалось. Накоплена очень серьезная правоприменительная практика, практика арбитражных судов, судов общей юрисдикции. Есть постановления пленума Верховного суда, в которых пробелы нынешнего кодекса, неурегулированность многих вопросах особо отмечается. Есть в конце концов практика конституционного суда, который неоднократно рассматривал те или иные нормы из нынешнего КоАП.

Кроме того, очень серьезно изменилось законодательство, регулирующее те или иные сферы деятельности, антимонопольное законодательство, законодательство таможенное, законодательство миграционное. И многие другие отрасли, что требует внесение изменений и в кодекс, который по сути дела защищает эти нормы. Подход наш был следующий: первое, если говорить о стратегической цели, — защитить права лиц, которых привлекают к административной ответственности, сделать процессы, процедуры более прозрачными, четко прописанными, защитить, безусловно, право и возможность обжалования и оспаривания принятых решений о привлечении к административной ответственности, это что касается процессов. Что же касается особенной части, как вы правильно уже сказали, мы систематизировали составы правонарушений: вместо нынешних 17 глав сделали 32, они разбиты в основном по отраслевому принципу.

Пользоваться кодексом, я полагаю, будет гораздо удобнее, потому что по каждой сфере правонарушений будет отдельная, по сути дела, глава. Что касается общей части, то мы сделали три категории административных правонарушений, это очень удобно: грубые, менее значительные и значительные правонарушения. И это позволит дифференцировать сроки привлечения к административной ответственности, санкции максимальные и минимальные размеры, которые могут быть назначены за каждую категорию правонарушений.

— А это ранжирование по выбору санкций для граждан, для бизнеса — это для чего? Это что облегчает?

— Если вы заглянете в нынешний кодекс, то увидите, что санкции для граждан, должностных лиц, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей различаются. Для юридических лиц, как правило, санкции самые значительные, если мы говорим именно о штрафах. Есть составы административных правонарушений, в которых предусмотрена ликвидация юридического лица, но это фактически замена уголовной ответственности юридических лиц, по сути дела замена. Какие это составы: к примеру, это финансирование терроризма, участие в изготовлении и распространении материалов, содержащих порнографические изображения несовершеннолетних, и ряд таких составов, их пять всего, где ликвидация юридического лица.

Дифференциация санкций — это то, что вытекает из конституционных принципов, из правовых позиций Конституционного суда, который нам неоднократно указывал, что принцип дифференциации ответственности является одним из важнейших при установлении норм КоАП, при установлении, в том числе, и иных видов ответственности.

Поэтому у нас различаются санкции в зависимости от субъекта правонарушения, будь то гражданин, либо гражданин, наделенный правами должностного статуса, должностного лица. Мы отдельно сейчас выделили индивидуальных предпринимателей как субъектов административной ответственности, и юридические лица, естественно, остались традиционно.

— Вы предполагаете, что это, напротив, не запутает всех, а распределит все, по полочкам разложит?

— Естественно. Не может быть за одно и то же правонарушение одинаковая ответственность наложена на гражданина и на юридическое лицо.

— А по поводу степени тяжести поясните, пожалуйста, что имеется в виду?

— Административные правонарушения не обладают таким принципом, как степень тяжести. Мы их разделили по степени общественного вреда, и здесь, скорее, следует говорить не о тяжести, а о вреде потенциальном или прямом, который может быть причинен или причиняется административным правонарушением.

Согласитесь, у нарушения правил дорожного движения, как переход улицы на красный свет, к примеру, одна степень общественного труда, а у нарушений правил обращения с радиоактивными материалами совершенно другая степень общественного вреда и потенциального вреда, который может быть причинен и окружающей среде, и жизни, и здоровью граждан, и многим-многим другим интересам. Поэтому и дифференцируется ответственность.

Я могу сказать, у нас многие нормы и составы не менялись более десяти лет, фактически они действовали с момента вступления нынешнего Кодекса об административных правонарушениях в силу и составляли довольно мизерные суммы за существенные правонарушения. Это могли быть суммы в 100-300 руб., от ста- и двухсотрублевых штрафов мы избавились, 300 руб. у нас кое-где еще осталось, мы сейчас все-таки начинаем отсчет минимальных штрафов с 500 руб. Это установлено. Но жизнь идет, и порядок цен совершенно другой, и стоимость денег, скажем так, совершенно другая, инфляция все-таки делает свое дело. Так или иначе, конечно, санкции в виде штрафов, несут не только карательную функцию, они несут еще и превентивную функцию, то есть размер штрафа может и должен останавливать потенциального правонарушителя.

Вся лента