«Вузам пришлось подстраивать под геймеров учебные программы»
Бизнес-элиту воспитывают на компьютерных играх
Будущие топ-менеджеры должны быть заядлыми геймерами. Уже сейчас 40% крупнейших организаций в мире готовят кадры через игровые тренажеры. Они, как правило, похожи на обычные компьютерные игры. Подсчитано, что студенты проводят за различными бродилками и стелялками 10 тыс. часов — это почти столько же, сколько и за партой. Сейчас в России играючи готовят специалистов в военно-промышленном комплексе, авиации, нефтяной промышленности и других опорных отраслях экономики. Подробности — у Светланы Беловой.
Их называют поколение Y — люди, которые виртуозно строят целые города с джойстиком в руке, но за пределами виртуальной действительности чувствуют себя не столь уверенно. Университетская профессура перестала находить общий язык со студентами. Вузам пришлось подстраивать под геймеров учебные программы. Исследования университета Колорадо показали, что за счет геймификации удается на 10-15% увеличить как фундаментальные, так и практические знания студентов. Например, аэропорт Домодедово присматривает себе будущие кадры, пока молодежь играет на симуляторах, отметил официальный представитель аэропорта Александр Власов.
«Там будет доступно три вида компаний. Это непосредственно авиакомпании, аэропорт и хэндлер, тот, кто оказывает услуги по наземному обслуживанию воздушных судов. Игрок выступает в роли большого менеджера, например, SimCity, строит полноценный город. Здесь будет примерно то же самое, только на уровне аэропорта. Можно строить терминалы, можно строить железнодорожную станцию для того, чтобы запускать высокоскоростные поезда к аэропорту, тем самым увеличивая его качество. Если это авиакомпания, она может закупать три разных типа самолетов», — отметил Власов.
На такой игре возможно воспитать даже будущих финансовых магнатов. По условиям задачи, каждая команда студентов должна подготовить свою виртуальную компанию к выходу на IPO. Впрочем, в аэропорту работают специалисты полутора тысяч профессий. Для синих воротничков также существуют симуляторы — это уменьшенные копии всех реальных аэропортовых служб. А уж сами воздушные перелеты вообще без тренажеров невозможны, заверил летчик-инструктор Андрей Красноперов.
«Летчик процентов 90 навыков получает на тренажере. По распределению внимания, полету под шторкой, то есть те же самые полеты. Практически его надо научить взлету и посадке в реальных условиях. Это экономит время и деньги. Молодые да, сейчас много этих компьютеров. Знание клавиатуры, знание компьютера самого — это великая вещь, конечно. Единственный минус — сажают зрение хорошо на них», — пояснил Красноперов.
В прошлом году в Томске за компьютеры усадили студентов-газовиков. Будущие сотрудники «Газпрома» изучают установку комплексной подготовки газа, которая полностью идентична настоящим агрегатам на скважинах. Самое главное в этих симуляторах даже не показать новичку, как открывать задвижки и подавать метанол, а подготовить к возможным ЧП, сообщил директор Проектно-конструкторского института Томского политехнического университета Михаил Писарев.
«Если мы говорим конкретно не про научные, а про инженерные качества, зачастую навыки гораздо важнее, чем знания. То есть умение быстро, на уровне спинного мозга правильно реагировать и на подкорке понимать, какие правильные должны быть действия, какие-либо длительные выкладки, решения уравнений и так далее. Решение должно быть принято быстро и правильно», — уверен Писарев.
Сеть отелей Marriot создала игру по управлению гостиницей. На этой программе учились 50 тыс. сотрудников. Армия США на стимуляторе для рекрутинга солдат учит управлять военной техникой и выполнять миссии. А Всемирный банк через игру заставляет своих менеджеров решать проблемы бедности и голода в отсталых странах. По оценке консалтинговой компании Gartner, через два года совокупный рынок геймификации в корпоративном секторе составит $5,5, млрд.