Фактор экономического роста

Экономическая политика

Мировая практика подтверждает важность вложений в строительство инфраструктуры для экономики любой страны в период кризиса. Однако финансировать такие проекты сейчас трудно и государству, и бизнесу. Выходом, впрочем, могли бы стать иностранные инвестиции — возможно, российской экономике за рубежом скоро станут доверять больше.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Инвестирование в строительство транспортной инфраструктуры — один из способов стимулирования национальной экономики. Примеры успешных вложений в инфраструктуру как инструмент в борьбе с кризисом есть во многих странах: от США, правительство которых таким образом боролось с последствиями Великой депрессии, до Западной Германии послевоенного времени. В середине 1990-х годов этот путь выбрал и Китай — развитие инфраструктурных проектов заложило основы для взрывного роста экономики.

Вложения в инфраструктуру могут стать драйвером развития и российской экономики, находящейся сейчас не в лучшем состоянии. Согласно прогнозу Минэкономики, в 2015 году темпы сокращения ВВП страны составят 3,8-3,9%, объем промышленного производства сократится на 3,3-3,4%, а вот спад инвестиций будет существеннее: они снизятся на 9,9%.

"В таких условиях вложения в инфраструктуру могут стать первым и самым необходимым для страны шагом: как только начинается развитие качественного современного железнодорожного сообщения между регионами, это дает очень серьезный импульс их экономическому развитию",— говорит первый вице-президент Газпромбанка Сергей Некрасов. Заметный эффект дают даже локальные проекты, не говоря уже о проектах в области скоростного и высокоскоростного движения. "Появление скоростного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом показало, насколько ожил бизнес на всем семисоткилометровом участке между ними",— говорит господин Некрасов.

По оценкам McKinsey, если в инфраструктуру инвестировать 1% национального ВВП, это создаст 3,4 млн новых рабочих мест в Индии, 1,5 млн мест в США, 1,3 млн рабочих мест в Бразилии. Как следует из аналитического отчета Газпромбанка "Инфраструктура России", с учетом схожести экономических показателей Бразилии и России количество рабочих мест, которое может быть создано в России при аналогичных вложениях, скорее всего, тоже будет совпадать, и это обеспечит занятость 1,7% экономически активного населения страны.

Если в таких развивающихся экономиках, как Бразилия, Китай и Индия, уровень инфраструктурных вложений в среднем ежегодно превышал 4,5% ВВП, то в России этот показатель составляет 3-4,5% ВВП. "С учетом размеров территории России, масштаба перемещения людей и грузов страна нуждается в инвестициях в транспортную инфраструктуру",— отмечает Сергей Некрасов.

Сейчас в России, по расчетам McKinsey, доля инфраструктурных проектов в ВВП составляет 61%, схожие показатели у США (64%) и Великобритании (57%). По оценке аналитиков Газпромбанка, это объясняется тем, что в России представлены все виды инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводы, энергетика, водоснабжение. В мире не так много стран, обладающих столь разнообразной инфраструктурой. Например, в Бразилии при хорошем качестве автомобильных дорог практически отсутствует железнодорожное сообщение, во многих странах нет атомной энергетики, и мало где есть такая развитая система трубопроводов.

Однако, по оценкам McKinsey, для поддержания инфраструктуры страны в рабочем состоянии совокупная стоимость инфраструктурных активов должна составлять в среднем 70% ВВП. Те страны, у которых эта доля ниже (например, Бразилия, Россия, Индия и США), должны наращивать инвестиции в инфраструктуру опережающими темпами, а те, у которых выше (Япония, Китай, Германия), имеют возможность сократить объем инвестиций в ближайшие годы.

Традиционно в мире основной объем инвестиций в инфраструктуру приходится на долю государства. Многие объекты выполняют социальную функцию и не предполагают извлечения прибыли: из-за высокой капиталоемкости не способны обеспечить ту норму прибыли, которая заинтересует частного инвестора. Однако в текущем году из-за неблагоприятной внешней конъюнктуры доходы российского бюджета упали более чем на 12%, в то время как расходы хотя и сократились относительно первоначального плана приблизительно на 2%, все же вырастут более чем на 2.6% . При этом затраты на транспортную инфраструктуру, очевидно, снизятся на 10-15% от первоначального плана, но будут близки к уровню 2014 года. Больше всего сократятся инвестиции в энергетику (-37%), а вот вложения в аэропортовую и портовую инфраструктуру вырастут на 12% и 45% соответственно. По оценкам федерального казначейства, общий бюджет региональных дорожных фондов в 2015 году сократится на 12%, до 713 млрд руб., а по оценкам из аналитического отчета Газпромбанка, фактические расходы будут еще ниже — около 540 млрд руб.

"Минтранс помимо отработки наиболее эффективных способов вложения средств в транспортную инфраструктуру очень интенсивно, насколько можно судить со стороны, занимается сейчас и поиском этих самых средств",— говорит господин Некрасов. Министерству удалось разработать определенные механизмы. В частности, предполагается, что средства, которые с 15 ноября начнут взимать за проезд большегрузных автомобилей (12-тонников) в рамках отдельного федерального концессионного проекта, финансируемого Газпромбанком, будут направляться в Дорожный фонд с последующим распределением на основе специального механизма, в том числе для поддержки региональных концессионных проектов в области транспорта.

На частные инвестиции в инфраструктуру в России, как и во всем мире, приходится меньшая доля общего объема вложений — около 35%, и возможности российских инвесторов стремительно сокращаются. С конца 2014 года из-за новой политики Банка России стоимость заемных средств, которые необходимы частным подрядчикам, существенно возросла: ставки по краткосрочным банковским кредитам для них выше 13-15%, что не позволяет компаниям работать с положительной рентабельностью. Повышение ключевой ставки, как поясняют аналитики Газпромбанка, вынудило многие компании приостановить работу в нынешнем году, а самые закредитованные были вынуждены заявить о банкротстве.

Привлечение же более дешевых кредитов зарубежных банков затруднено из-за возросших валютных рисков. И все же, несмотря на политические сложности, настроение иностранных инвесторов в отношении России начинает меняться. "На мой взгляд, Россия уже прошла дно интереса иностранных инвесторов к своим проектам, и в ближайшее время они начнут заходить на российский рынок. Я думаю, что российские проекты уже в некотором смысле достали из дальнего ящика, положили на рабочий стол и вот-вот начнут рассматривать",— говорит господин Некрасов. Он полагает, что в первую очередь инвесторы начнут работать с краткосрочными проектами, например инвестировать в те из них, срок окончания которых 2017-2018 годы, но впоследствии, если инвестиционный климат улучшится, заинтересуются и более долгосрочными вложениями.

Анастасия Мануилова

Подписи

Первый вице-президент Газпромбанка Сергей Некрасов: "Вложения в транспортную инфраструктуру дадут серьезный импульс  экономическому развитию регионов"

Вся лента