«Должно быть достаточно ресурсов, чтобы не экономить на безопасности полета»
Количество российских авиакомпаний может сократиться
В России необходимо оставить две или три авиакомпании. Об этом заявил глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, комментируя трагедию в Египте. По его словам, проблема в самой системе. Депутат подчеркнул, что последние 50 лет катастрофы происходили с самолетами небольших компаний, в парке которых не более 10 лайнеров. К таким же относится и «Когалымавиа», заявил Пушков. Сокращение числа авиакомпаний повысит безопасность полетов, убежден заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.
«Компании должны быть, во-первых, устойчивые, не повторяя судьбу "Трансаэро". Во-вторых, достаточно должно быть ресурсов, чтобы покупать новую технику, желательно российского производства, следить за ней, а не экономить буквально на всем, то есть и на безопасности полета. Естественно, мелким компаниям купить новую технику, а потом поддерживать ее в нормальном состоянии очень сложно. Приватизация, которая была проведена в Российской Федерации, в том числе и у авиаперевозчиков, была не очень удачна, породила огромное количество мелких компаний, они вечно перебиваются случайными перевозками. Два-три перевозчика нужны для того, чтобы была конкуренция в отрасли», — полагает Емельянов.
К сокращению авиакомпаний в 2011 году призывал Сергей Иванов, занимавший тогда пост вице-премьера. Он привел в пример Европу, где, по словам чиновника, летают три крупных перевозчика. Российская авиаотрасль не сможет нормально функционировать, если на рынке будет работать лишь несколько игроков, уверен независимый эксперт Алексей Захаров.
«Такие расчеты ведутся исходя из того, что у нас одна компания, которая находится в Москве. Как только речь пойдет об увеличении размеров этой компании, получится неуправляемый монстр. Компанию придется разделить, появятся филиалы в крупных региональных городах. То же самое было в период существования большого "Аэрофлота". Если мы попытаемся сравнить, то доля Lufthansa, если взять первые 20 по объему перевозок европейских компаний, — 15%. У нас "Аэрофлот" уже сейчас занимает больше 40%», — поясняет «Коммерсантъ FM» Захаров.
После крушения российского А321 в Египте депутат Госдумы Вадим Соловьев выступил с инициативой проверить весь авиапарк страны. Он планирует отправить запрос в Генпрокуратуру. Однако в этом нет необходимости, убежден ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов.
«Во-первых, мы не знаем, что произошло. Во-вторых, если с какими-то самолетами происходит беда, и выясняется, что это конструктивный дефект — безусловно, начинается проверка по данному типу. Мы на данный момент не имеем никаких оснований утверждать, что у самолета, который выпущен в огромном количестве и летает по всему миру долгое время, существуют какие-либо конструктивные дефекты. Если расследование это объявит, будут приняты соответствующие меры. Проверять же самолеты другого типа в данном случае, даже если будут выяснены какие-то возможные дефекты, — это просто нонсенс», — уверен Борисов.
В числе других мер по повышению безопасности полетов депутаты также предлагают ограничить срок эксплуатации самолетов 15 годами. По словам первого зампреда думского комитета по промышленности Владимира Гутенева, сейчас в России самолеты используются в среднем в течение 21 года. Возраст разбившегося лайнера «Когалымавиа» составлял 18 лет.