Петербургская сбытовая компания теряет прибыль
из-за долгов потребителей
За три квартала этого года АО "Петербургская сбытовая компания" (ПСК) потеряло более 80% чистой прибыли относительно аналогичного периода в 2014 году. Компания объясняет, что падение произошло из-за дополнительных денежных резервов, сделанных из роста долгов потребителей за электроэнергию, — почти на 1,4 млрд рублей с начала 2015 года. Единственный акционер ПСК группа "Интер РАО" утверждает, что долги сейчас растут перед всеми ее сбытовыми компаниями, но надеется, что поведение потребителей изменится из-за ужесточения санкций за неоплату электроэнергии.
На прошлой неделе ПСК (гарантирующий поставщик электроэнергии Петербурга, Ленинградской и Омской областей) опубликовала финансовую отчетность по РСБУ за девять месяцев этого года. Выручка компании составила 67,7 млрд рублей, увеличившись на 11,1% относительно аналогичного периода в 2014 году, объем продаж электроэнергии вырос до 25,5 млрд кВт*ч, или на 6,3%, а количество клиентов — до 3,3 млн человек, или на 2,7%. Несмотря на положительную динамику, чистая прибыль ПСК за этот период обрушилась на 83,5% относительно прошлогоднего показателя, составив всего 82,1 млн рублей.
"Основная причина снижения — потребность дополнительного резервирования дебиторской задолженности потребителей по оплате электроэнергии в связи с ее увеличением", — говорят в пресс-службе ПСК. Действительно, долги потребителей перед компанией с начала этого года выросли на 1,38 млрд рублей, достигнув 9,5 млрд. Если ситуация с долгами не исправится, то по итогам года ПСК может получить недостаточно средств на развитие бизнеса, поскольку в прошлом году чистая прибыль направлялась именно на эти цели.
В пресс-службе "Интер РАО" (контролирует ПСК) заявили "Ъ", что ситуация в Петербурге не уникальная, так как рост дебиторской задолженности за девять месяцев наблюдается почти по всем семи сбытовым компаниям группы (имеют статус гарантирующих поставщиков в 11 регионах). "Связано это прежде всего с тем фактом, что потребители в период высоких процентных ставок по кредитам предпочитают не оплачивать электроэнергию, а высвободившиеся средства использовать вместо привлечения кредитов", — объясняет представитель "Интер РАО".
Согласно закону о повышении штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг, который будет действовать с 2016 года, собственники нежилых помещений платят пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки. В годовом выражении сейчас это примерно 10-11%, что почти в два раза ниже средней процентной ставки по кредитам для бизнеса (17,8% годовых на октябрь по индексу портала Банки.ру).
В то же время представитель "Интер РАО" говорит, что в связи с ужесточением санкций за неоплату электроэнергии потребители пересмотрят свой подход и прекратят наращивать долги. Помимо привычных мер борьбы с должниками (претензионная работа, начисления неустойки, введение режима ограничения электропотребления, реструктуризация долга), ПСК с прошлого года может вносить данные о неплательщике в системы ГИБДД, что грозит ему арестом автомобиля.
Отметим, что в основном экономические показатели сбытовых компаний зависят от надбавки, которая устанавливается региональными энергетическими комиссиями и составляет около 4% от конечной цены на электроэнергию. Как отмечает председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и электросбытовых компаний Наталья Невмержицкая, некоторые сбытовые предприятия для увеличения рентабельности зарабатывают на дополнительных коммерческих услугах: энергосервисные контракты, обслуживание электроустановки, реконструкция котельных.
"Если говорить в целом о повышении рентабельности энергосбытового бизнеса, то необходима доработка регуляторной базы, драйверами здесь могли бы стать развитие конкуренции, доработка новой модели розничного рынка, переход к долгосрочному регулированию на основе эталонных затрат, — говорит госпожа Невмержицкая.