Золото для частного потребления
Физлица ищут защиты от инфляции в слитках и монетах
Согласно оценкам Thomson Reuters, в третьем квартале добыча рудного золота в мире достигла исторического максимума — 851 т. Предложение драгоценного металла превышает спрос, его, на фоне сокращения вложений биржевых инвестфондов, обеспечивают в основном частные инвесторы, а также центробанки развивающихся стран.
Вчера Thomson Reuters GFMS опубликовал исследование по мировому производству и потреблению золота по итогам третьего квартала 2015 года. Согласно предварительным оценкам экспертов, общий объем добычи драгоценного металла в минувшем квартале составил 851 т — максимум за все время наблюдения (с 1970 года). Этот результат на 6 т превысил показатель годичной давности. Одновременно на 8 т выросла переработка золота из лома, составив 281 т, главным образом благодаря Индии и Турции. "За исключением этих стран, общее предложение лома в остальной части мира сократилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года",— отмечают эксперты Thomson Reuters.
Рост предложения золота с небольшим запасом перекрывал возросший спрос. Это отражается на ценах, которые последние два квартала остаются в диапазоне $1,1-1,2 тыс. за тройскую унцию. По оценкам GFMS, потребление металла за отчетный период составило 1013 т, что на 40 т выше показателя третьего квартала 2014 года. Основными потребителями золота остаются ювелирная отрасль и промышленность, на которые пришлось 64% всего мирового спроса (665 т). Инвестиционный спрос составил 367 т, прибавив по сравнению с 2014 годом почти 50 т.
При этом биржевые фонды (ETF), инвестиционные декларации которых ориентированы на вложение в золото, активно сокращали вложения в драгоценный металл. За отчетный период они продали 61 т. В частности, физические запасы золота у крупнейшего в мире фонда SPDR Gold Trust за квартал снизились на 24 т, до 687 т. По словам старшего портфельного управляющего УК "Капиталъ" Вадима Бит-Аврагима, для профессиональных инвесторов золото интересно в моменты роста инфляционных ожиданий. Поскольку последний год инвесторы не рассматривают такой сценарий развития мировой экономики, то интерес к вложению в золото значительно сократился.
Продажи со стороны инвестиционных фондов были компенсированы резким ростом спроса на физический металл в виде слитков и инвестиционных монет со стороны частных инвесторов. По данным GFMS, за квартал он вырос более чем на четверть, до 296 т, это максимальный объем с конца 2013 года. Крупнейшим потребителем физического металла остались китайские инвесторы, которые приобрели за квартал 196 т золота, что на 3% больше показателя 2015 года. В то же время потребление со стороны индийских инвесторов выросло на 30%, до 55 т. "Основной спрос на золото предъявляют физлица из развивающихся стран, в которых произошла значительная девальвация национальных валют. Физлица используют золото в этих странах для защиты своих сбережений от обесценивания",— отмечает Вадим Бит-Аврагим. По словам портфельного управляющего UFG Wealth Management Антона Толмачева, золото — это один из немногих физических активов, доступных для вложения широкому кругу инвесторов с минимальным порогом для входа.
Наряду с частными инвесторами в третьем квартале наблюдался рост спроса со стороны центральных банков. По данным GFMS, покупки металла выросли с 117 т в третьем квартале 2014 года до 132 т в текущем году. В частности, свои вложения в золото увеличил Банк России. За минувший квартал он приобрел около 47 т металла, увеличив объем золота в резервах до 1275 т. Регулярные покупки золота в третьем квартале осуществлял и Народный банк Китая. "Центральные банки России и Китая наращивают запасы драгоценного металла для диверсификации резервов. Однако для китайского ЦБ это вынужденная мера, вызванная ростом резервов, а для российского — попытка сократить зависимость от долларовых активов",— отмечает аналитик "Альфа Капитала" Денис Асаинов.