Рост, насильно данный
На прошлой неделе индекс ММВБ достиг значений, последний раз отмечавшихся в 2008 году,— прекрасная иллюстрация того, что корреляция между ростом ВВП на душу населения и доходностью акций отрицательна.
1873,53 пункта — значение, которое мы в последний раз видели в июне 2008 года, продержалось недолго. После атаки на российский самолет на рынке опять включился режим "все пропало". Однако времени хватило, чтобы участники рынка дали объяснения рекорду. Их непросто отличить от дававшихся ранее в связи с заметным ростом. На рынок вышли иностранцы, улучшились отношения с Западом, позитив на зарубежных рынках. При этом акции выросли в рублях, в долларах рост не столь заметен — индекс РТС вернулся к уровню лета.
Вот только с начала года, когда многие знали, что все окончательно пропало, рубль превращается в туалетную бумагу, а ВВП падает, выросли оба индекса. Рост индекса ММВБ на 30% девальвацию не покрыл, но связанную с ней инфляцию — вполне. И хотя наш случай может показаться уникальным, он вполне укладывается в мировую статистику.
У фондовых рынков есть особенность, возмущающая здравый смысл. В долгосрочной перспективе между доходностью рынка акций и ростом ВВП на душу населения наблюдается отрицательная корреляция. Этот парадокс очень озадачил в 1998 году Джереми Сигела: Сигел столкнулся с ним, изучая доходности акций 35 стран за 1970-1997 годы. Ведь вроде бы это означает, что в экономике, растущей быстрее, акции приносят меньшие доходы; либо здесь вообще нет никакой связи. Были придуманы такие объяснения: компании получают прибыли не только на рынках своих стран, а инвесторы в начале периода были слишком оптимистичны.
Другие исследователи подтвердили существование парадокса, проанализировав данные за куда больший срок. Придумали и ряд новых объяснений. Одно из удачных — компании важен не уровень жизни каждого потребителя в стране, а широта рынков, так что значение имеет абсолютный размер ВВП. И действительно, в странах с особенно хорошей доходностью и население росло быстро. Но это лишь часть картины.
В 2010 году Элрой Димсон, Пол Марш и Майк Стонтон из London Business School провели исследование рынков 83 стран за 110 лет, показавшее-таки отсутствие плюсов по доходности при инвестировании в экономики с быстрым ростом. Акции 20% стран с наименьшим приростом ВВП в предыдущие пять лет обходили всех либо были на одном уровне с 20% самых быстрорастущих. Так что лучшего момента для инвестиций, чем при падающей экономике, как ни противится здравый смысл, кажется, все же не найти.