Сетевой университет дружбы народов
БРИКС становится образовательным пространством
Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР начали работу над созданием единого образовательного пространства для студентов. Вчера министры образования этих стран подписали в Москве меморандум о создании Сетевого университета БРИКС, в рамках которого учащиеся из одной страны смогут выезжать на обучение в другую. Этот проект фактически является ответом на аналогичную европейскую программу студенческого обмена "Erasmus+". Впрочем, эксперты указывают, что у стран БРИКС на деле не так уж много общего, и предлагают развивать сотрудничество с образовательным пространством ЕС.
Впервые предложение создать Сетевой университет прозвучало в 2013 году на встрече министров образования стран БРИКС в Париже, но учредительный документ подписан только сейчас. В "Меморандуме взаимопонимания" говорится, что страны-участницы создадут "единое исследовательское и образовательное пространство", в рамках которого студенты из одной страны смогут учиться в другой — от краткосрочных курсов до полноценных магистерских и аспирантских программ. Приоритет следующим направлениям: энергетика, экономика, информатика и информационная безопасность, экология и исследование БРИКС.
В проекте будут участвовать по 12 вузов от каждой страны. Международный управляющий совет будет сформирован в 2016 году, он займется вопросами ратификации образовательных стандартов, а также разработкой признаваемых всеми участниками дипломов и сертификатов. Затраты по обучению и проживанию студентов каждая страна несет самостоятельно. "Сетевой университет БРИКС направлен на формирование нового поколения высококвалифицированных, мотивированных специалистов, способных работать в условиях развивающихся экономик наших стран",— заявил вчера министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин сказал "Ъ", что Сетевой университет может рассматриваться как аналог образовательной инициативы Европейского союза "Erasmus+". Эта программа, на реализацию которой ЕС в 2014 году выделил €14,7 млрд, оплачивает кратковременную учебу в другой стране 2 млн студентов и 650 тыс. учащихся техникумов. По словам господина Фрумина, российской системе образования не хватает подобной академической мобильности, а данный формат дает такую возможность: "Страны БРИКС — не отсталые уголки мира, там есть замечательные университеты и выдающиеся ученые, взаимодействие с которыми обогатит нашу систему образования".
Замглавы Минобрнауки РФ Александр Климов рассказал "Ъ", что ведомство обсуждает возможность интеграции в Сетевой университет правительственной программы "Глобальное образование". Согласно условиям этой программы, государство оплачивает учебу и бытовые расходы 750 россиян, самостоятельно поступивших в зарубежный вуз, входящий в топ-100 мировых образовательных рейтингов. Директор направления "Молодые профессионалы" АСИ (отвечает за реализацию "Глобального образования") Дмитрий Песков уточнил, что механизм Сетевого университета БРИКС позволит расширить список университетов, доступных российским студентам.
"В моем восприятии и восприятии многих коллег, БРИКС — искусственное образование,— отмечает профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Алексей Портанский.— У этих стран различные интересы, объединяет их критическое отношение к США. А стратегические задачи, как и уровень экономики, очень сильно отличаются". По его словам, вначале экономики стран-участниц росли, но когда этот процесс остановился, в мире постепенно угас интерес к БРИКС. "Недавно банк Goldman Sachs, специалисты которого и придумали в 2001 году термин БРИК, закрыл свой фонд, инвестирующий в эти страны",— напомнил господин Портанский.
Таким образом, создание на основе БРИКС некоего образовательного пространства вызывает у эксперта недоумение. "Да, с Китаем у нас есть связи, он становится все более привлекательным местом для стажировок и научной работы. А вот Бразилия и Южная Африка слишком далеки от нас,— заключил эксперт.— У нас уже наработанные отношения с ЕС, с Болонским процессом, а здесь мы начинаем с нуля, и непонятно, что получим".