«ВИЧ — хроническое заболевание, с которым можно жить всю жизнь»

Среди инфицированных в России растет доля женщин

Около 8 тыс. новых случаев инфицирования ВИЧ ежемесячно выявляется на территории РФ, сообщила во вторник глава Роспотребнадзора Анна Попова на пресс-конференции, посвященной Всемирному дню борьбы со СПИДом 1 декабря. По ее словам, на сегодняшний день в России зафиксировано 986 тыс. случаев ВИЧ-инфекции. Это означает, что количество зараженных достигнет 1 млн человек уже в январе 2016 года. 40% ВИЧ-инфицированных составляют женщины, и большинство из них не относятся к так называемым группам риска. Исполнительный директор общественной организации в защиту ВИЧ-инфицированных женщин Е.В.А. ЮЛИЯ ГОДУНОВА рассказала корреспонденту “Ъ” ЮЛИИ ВЯТКИНОЙ о том, почему не стоит откладывать тест на ВИЧ, и о том, как социальная реклама может влиять на скорость распространения эпидемии.

Фото: Илья Питалев, Коммерсантъ

— Статистика Роспотребнадзора говорит о том, что 40% инфицированных женщин узнают о ВИЧ-инфекции во время беременности. Как женщины, которые не входят в группу риска, инфицируются ВИЧ?

— К сожалению, продолжается феминизация эпидемии: растет доля инфицированных женщин. Это женщины не только из уязвимых групп, например употребляющие наркотики, но и социально адаптированные. Представьте: вы работаете в крупной консалтинговой фирме, вы менеджер. У вас есть работа, образование, близкие, которые вас поддерживают. У вас был незащищенный сексуальный контакт. Вы уязвимы или нет? Вы находитесь в зоне риска? Многим кажется, что заражение возможно только в какой-то специальной ситуации. Но любая женщина, у которой был незащищенный сексуальный контакт, уязвима. Любой человек, если он не пользуется презервативом, находится в группе риска. Очень часто инфицируются женщины 25–35 лет, у которых есть образование, у которых есть постоянный половой партнер.

— Сейчас помощь женщинам с ВИЧ готовы оказывать многие общественные организации, но на первом месте все равно должен стоять врач?

— В таких случаях очень важна социальная адаптация. Когда ты узнаешь о диагнозе, встает несколько ключевых вопросов: есть ли лечение, сколько я проживу, могу ли я родить здорового ребенка. И на все эти вопросы ответ «да»: детей можно родить здоровых, жить можно столько же, сколько без ВИЧ, потому что есть лечение. Первую помощь может оказать врач, но важна и возможность общения с «равным консультантом» — человеком в аналогичной ситуации, живущим с ВИЧ. Как правило, у женщин, которые получали помощь в общественной организации, гораздо проще происходит принятие диагноза. В нашей организации есть группа взаимопомощи для ВИЧ-позитивных женщин, они собираются вместе и обсуждают, что такое жизнь с хроническим заболеванием, как принимать таблетки, как рассказывать о ВИЧ своему партнеру. Если человек узнал про ВИЧ-инфекцию, он может позвонить на нашу горячую линию, поговорить с равным консультантом. Но посещение врача, конечно, незаменимо. Важно услышать именно от врача: «Да, есть лечение». Есть много узких вопросов, связанных с приемом терапии, с побочными эффектами, ответить на которые может только врач.

— Многие ли инфицированные готовы признаться окружающим, что у них ВИЧ?

— Этот показатель тяжело измерить. Большинство людей не говорят о своем диагнозе. Естественно, это связано с тем, что на сегодняшний день вокруг ВИЧ много мифов. Если вы выйдете на улицу и начнете задавать элементарные вопросы про ВИЧ, возможно, вам ответят, чем ВИЧ отличается от СПИДа. Но у многих людей могут быть представления о том, что люди с ВИЧ выглядят как-то иначе, что эту болезнь видно, что она опасна в быту. Большинство ВИЧ-позитивных людей говорят о своем диагнозе близким. Но если мы говорим, например, о коллегах по работе, то так ли необходимо, чтобы они знали? ВИЧ не передается в быту. Дальнее окружение, как правило, не знает про ВИЧ-инфекцию.

— Поручение Дмитрия Медведева подготовить госстратегию по борьбе с ВИЧ, данное в конце октября, повышает интерес к теме?

— Поручение Медведева — это прорыв! К сожалению, наша система работает таким образом, что только когда председатель правительства или глава государства дают распоряжения, у нас более активно запускаются все процессы. После этого распоряжения многие ведомства гораздо активнее стали обращаться в НКО за экспертизой, оценкой ситуации. Сейчас государственные органы в гражданском секторе видят партнеров. Надеюсь, национальная стратегия по борьбе с ВИЧ будет принята в 2016 году. К сожалению, у нас сейчас нет не только национальной, но и информационной стратегии по противодействию ВИЧ. Особенно сейчас, в период распространения эпидемии, когда крайне важно анализировать, как работать с сексуально активным населением, а также с группами риска. Многие коллеги, например, с удивлением воспринимают, что в социальной рекламе против распространения ВИЧ-инфекции используются агрессивные цвета. Получается, что ВИЧ-инфекция представляется как некоторое ужасное заболевание. Но это хроническое заболевание, с которым можно жить всю жизнь. Главное — информировать, что это хроническое заболевание и что, если предохраняешься, используешь стерильный инструментарий, его не будет. А если уже есть диагноз, то есть и лечение. Наша организация начала свою профилактическую кампанию в социальных сетях.

— Каких целей вы надеетесь достичь?

— Мы хотим, чтобы женщины в возрасте около 30 лет задумались, что они знают про ВИЧ, как разговаривать со своим партнером о сексе, как поддержать близких с ВИЧ. Чтобы позвонили на горячую линию, оценили свой риск инфицирования и сдали бы тест на ВИЧ. Все больше появляется пар, для которых здоровье — это ценность. Нужно просто поговорить на эту тему и вдвоем сдать тест. Конечно, многие сейчас думают об экономике страны, о своем личном благосостоянии, ценность здоровья у них далеко не на первом месте. Молодые люди думают, как заплатить кредит за машину, отделиться от родителей, получить дополнительное образование. Хотелось бы, чтобы ценность здоровья осознавалась как приоритет. На самом деле стратегия нашего государства направлена на это — повысить ценность здоровья. Если государство будет продолжать и дальше развивать планомерно стратегию поддержки здорового образа жизни, партнерам будет легче говорить об этом друг с другом. В любом случае главное — это общение с партнером и использование презерватива.

— По данным Роспотребнадзора, около 42% людей заражаются при незащищенных гетеросексуальных половых контактах. Означает ли это, что половой путь становится главным при заражении?

— Если говорить о развитии эпидемии за последние 15 лет, путь наркопотребления остается на первом месте. Но если смотреть статистику за последний год, то все зависит от региона. Гетеросексуальный путь инфицирования ВИЧ может стать лидирующим.


Главный борец с ВИЧ предупредил о национальной угрозе

Ситуация с распространением ВИЧ в России достигла уровня национальной катастрофы: к концу года в стране будет зарегистрирован миллион инфицированных, а через четыре-пять лет их количество удвоится. Об этом вчера предупредил глава Федерального центра по борьбе со СПИДом Вадим Покровский. Медик потребовал от властей принять экстренные меры: ввести уроки сексуального просвещения в школах, разрешить заместительную терапию метадоном и организовать систему социальной работы с наркозависимыми. В ответ законодатели обвинили главного борца со СПИДом в «распространении небылиц», назвав его «агентом, действующим против интересов России». В Минздраве и ФСКН также выступают против предложенных врачом мер.Читайте подробнее

Вся лента