Что Владимир Путин сказал об экономике
Правительству придется потратиться, чтобы все шло как идет
Экономическая часть послания Владимира Путина Федеральному собранию формально призвана завершить ряд споров об экономполитике, ведущихся в Белом доме в последние годы,— к ним можно отнести вопросы продления амнистии капиталов, объединения ФНС и ФТС, обсуждение проблемы пустующих сельхозземель и т. д. Единственной настоящей новостью стало продление программы материнского капитала — но и она скорее выглядит декларацией того, что правительству придется потратить 400–500 млрд руб., чтобы все оставалось как есть.
Экономическая часть послания Владимира Путина подтвердила устоявшуюся в последние годы традицию, при которой все заметные решения, принимаемые Белым домом, детально обсуждаются с администрацией президента и с ним самим (см. “Ъ” от 24 июля). Технологически обеспечивая единство курса, эта конструкция, однако, создает ситуацию, при которой искать в речи президента новости бессмысленно: все меры, объявленные сегодня в Кремле, де-факто уже так или иначе детально обсуждались в министерствах и ведомствах, причем часть из них — еще когда пост президента занимал Дмитрий Медведев, а Владимир Путин возглавлял исполнительную власть.
Так, предложенное продление амнистии капиталов на полгода де-факто означает намерение Кремля отложить признание неудачи: само обсуждение его вызвано невысоким объемом добровольного раскрытия данных владельцами зарубежного имущества и активов перед ФНС — по данным “Ъ”, всего сдано около 500 деклараций. Проблемы с декларированием активов вышли в публичную плоскость в начале октября, когда премьер-министр Дмитрий Медведев признал, что процесс декларирования идет медленно, и поручил ведомствам готовить предложения по его ускорению. Напомним, принятым в мае законом «О добровольном декларировании» всем желающим в срок до 31 декабря 2015 года предложено подавать налоговикам спецдекларацию с информацией об имуществе (земля и другая недвижимость, транспорт, ценные бумаги, доли в бизнесе), о контролируемых иностранных компаниях и счетах в зарубежных банках. Декларантам обещаны режим налоговой тайны и освобождение от ответственности всех видов. Однако предприниматели жаловались на невозможность прогнозирования «будущей правоприменительной практики государственных органов» — и Минфин предлагал как подготовить разъяснения закона, обязательные для применения чиновниками, так и поправить текст: предлагалось расширить перечень декларируемых активов, освободить от необходимости репатриации акции офшорных компаний, а для расчистки кредитной истории разрешить декларантам заявлять налоговикам об уже проданном имуществе. Все эти меры без продления амнистии реализовать невозможно — но с учетом краткости срока продления Минфин вряд ли успеет внести поправки в законодательство, а значит, потребуется либо новая пролонгация амнистии, либо окончательное признание ее неудачей.
Анонсированная консолидация Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб в том или ином виде также обсуждается чиновниками уже более года — при этом публично пока речь идет лишь об объединении информационных систем служб. «Это даст существенный прирост собираемости налогов»,— заявил министр финансов Антон Силуанов 20 ноября на коллегии ФНС. Работу над модернизацией автоматизированной информационной системы ФНС — созданием АИС «Налог-3» — подтверждал в интервью “Ъ” и глава ФНС Михаил Мишустин, признававший, что центры обработки данных ФНС будут использоваться не только службой, но и казначейством, системой «Электронный бюджет» и Минфином. Напомним, автоматизация контроля над цепочками НДС дала возможность ФНС отчитаться о росте сбора налогов даже при наличии кризиса в экономике. Господин Мишустин констатировал, что этот эффект не будет продолжителен — однако при аналогичном росте таможенных платежей после подключения к ЦОД таможни переход к единому администрированию налоговых и таможенных платежей будет выглядеть и логичным, и неизбежным.
Инициатива по изъятию простаивающих сельхозземель и продаже их на аукционах (закон должен быть принят Госдумой осенью 2016 года) — этап в многолетней дискуссии Белого дома о введении неиспользуемых участков в оборот. По оценкам ведомства, в России около 20 млн га заброшенных земель, и 8 млн га из них уже практически невозможно вернуть в сельхозоборот. Сейчас такие участки могут оставаться неиспользуемыми три года, еще два года отводится на освоение земель — потом начисляются штрафы. В июле 2015 года Дмитрий Медведев предлагал сократить общий срок до трех лет. К предложенному сегодня варианту, до этого обсуждавшемуся в 2008–2009 годах, идею вернул Минсельхоз — его глава Александр Ткачев предложил изымать участки через суд и продавать их на публичных торгах так же, как этого требовал в 2009 году тогда президент Дмитрий Медведев.
Также в послании Федеральному собранию президент предложил создать в бюджете системы обязательного медицинского страхования (ОМС) отдельную «федеральную часть» для оплаты высокотехнологичной медпомощи (ВМП) — в нее входит около 1,5 тыс. видов наиболее дорогого и сложного лечения (пересадка органов и операции на сердце), которые оказываются в федеральных медицинских центрах. ВМП покрывается средствами из системы ОМС, а не финансируется напрямую из федерального бюджета, с 2015 года – и отказ правительства платить за дорогие операции вызвал волну критики. Впервые Владимир Путин заявил о том, что в системе ОМС будет создана специальная структура для финансирования федеральных лечебных заведений, еще в апреле 2014 года. В мае Минздрав представил соответствующие поправки к федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», но на тот момент документ, по оценке экспертов, не содержал достаточных критериев как для четкого определения таких видов помощи, так и для прозрачных и понятных механизмов их финансирования. По оценкам Минздрава, число пациентов, пролеченных по ВМП, к 2016 году возрастет до 750 тыс. человек (с 715 тыс. в 2014 году).
Фактически все обнародованные сегодня экономические новации стали заявлениями о продолжении инерционного сценария прохождения кризиса. Единственным новым предложением стало продление на два года программы материнского капитала — но и эта новость полностью укладывается в ту же логику.
Программа запущена в РФ в благополучном 2007 году для стимулирования рождаемости. Сертификат программы с этого момента могли получить те семьи, в которых родился второй или последующий ребенок. Использовать средства материнского капитала можно на улучшение жилищных условий, обучение ребенка, пенсионное обеспечение матери или оборудование квартиры для ребенка-инвалида. В 2015 году размер выплат составил 453 тыс. руб., всего с 2007 года сертификаты получили 5,5 млн семей, 2,7 млн из них направили деньги на улучшение жилищных условий.
Материнский капитал является, по существу, единственным крупным нововведением в области социальной политики последних лет — и одновременно с этим самой дорогостоящей инициативой: если средства на программу будут тратиться прежними темпами, это обойдется бюджету в 200–250 млрд руб. в год, при этом официальных подтверждений его эффективности нет, хотя ранее вице-премьер Ольга Голодец заявляла о непосредственном влиянии выплат на рождаемость.