Что Владимир Путин сказал о внешней и внутренней политике
С терроризмом и коррупцией обещано бороться всеми силами
В послании Федеральному собранию Владимир Путин подчеркнул неизменность курса как во внешней, так и во внутренней политике. Это не исключает некоторых нововведений: президент призвал к реформе контрольных органов и института присяжных.
Внешнеполитическая часть выступления Владимира Путина была выдержана в привычном для него тоне и содержала традиционные для последнего времени формулировки. Россия находится на переднем краю борьбы с терроризмом, и это является ее чуть ли не главной внешнеполитической миссией. «Сегодня мы вновь лицом к лицу столкнулись с разрушительной, варварской идеологией и не имеем права допустить, чтобы новоявленные мракобесы добились своих целей»,— заявил президент, перекидывая мостик ко временам борьбы с нацизмом. Напомнив о том, что в XX веке «нежелание своевременно объединить усилия в борьбе с нацизмом было оплачено десятками миллионов жизней, самой кровавой мировой войной», господин Путин призвал к антитеррористической консолидации.
Того же он хотел бы и внутри страны. Говоря о борьбе с террористами, президент подчеркнул, что «понимать свою ответственность должны все: власть, партии, гражданские СМИ». «Сила России в свободе и многообразии народов, культур языков и традиций, во взаимном уважении конфессий. Надо жестко противодействовать экстремизму и ксенофобии»,— сказал президент, назвав основой государственности «всеобщее согласие».
Владимир Путин напомнил, что в 2016 году пройдут выборы в Госдуму. Он отметил, что «предвыборная конкуренция должна быть честной и прозрачной, надо обеспечить общественное доверие и твердую легитимность». При этом он уверен, что в предвыборных программах «много внимания будет уделено коррупции», которая является «препятствием России». В то же время он подчеркнул роль в борьбе с коррупцией движения ОНФ, которое на прошлой неделе докладывало ему о выявленных фактах злоупотреблений. «Прошу Генпрокуратуру и правоохранительные органы незамедлительно реагировать на такую информацию»,— сказал президент.
Озвученное в послании поручение правительству представить до 1 июня 2016 года предложения об избыточных функциях контролирующих органов президент объяснил тем, что «целая армия контролеров мешает работать добросовестному бизнесу», в то время как «доверие между властью и бизнесом, а также деловой климат в стране нужно улучшать».
Затронутую в послании проблему реформирования института присяжных заседателей Владимир Путин объяснил «необходимостью повышения независимости и объективности судебного процесса». Он предложил расширить число составов преступлений, которые могут рассматривать присяжные заседатели. При этом он отметил, что «коллегию из 12 человек не всегда просто сформировать», и предложил «подумать о сокращении числа присяжных до пяти-семи человек». Этой проблемой Владимир Путин озаботился после прошлогодней декабрьской встречи со своим Советом по правам человека (СПЧ). Он поручил Верховному суду (ВС) совместно с СПЧ, администрацией президента, правительством и Генпрокуратурой до 30 марта подготовить предложения по реформированию института присяжных заседателей.
ВС предложил в случае расширения подсудных присяжным дел «сократить число присяжных заседателей в областных и равных им судах до семи» (сейчас их 12), а также предусмотреть участие пяти присяжных «для рассмотрения дел об особо тяжких преступлениях в районных судах». В свою очередь, СПЧ предлагал вернуть суду присяжных право рассматривать, в частности, дела об убийстве (ст. 105 УК РФ), умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть (ч. 4 ст. 111), о содействии террористической деятельности (ст. 205.1) и публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (ст. 205.2). По мнению СПЧ, присяжные должны рассматривать дела о посягательстве на жизнь государственного и общественного деятеля, о получении или даче взятки, посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов, а также преступления «против мира и безопасности».
«Надеюсь, теперь после послания президента активизируется работа по подготовке законопроекта»,— сказал глава СПЧ Михаил Федотов. Напомним, сужение компетенции присяжных заседателей началось в 2008 году: из их ведения вывели дела о терактах, насильственном захвате власти, массовых беспорядках, шпионаже, а в 2012 году их отстранили от рассмотрения дел по тяжким преступлениям (если вменяемые статьи не предусматривают наказание свыше 20 лет).