Правила игры
дополняет Дмитрий Бутрин, заместитель главного редактора
Искать политико-экономические прогнозы в методиках расчета чисто статистических индикаторов — вещь почти безнадежная, но иногда они обнаруживаются и там. Так, в декабрьском выпуске обзора Банка России о денежно-кредитной политике ЦБ довольно подробно рассказывает о том, как корректировались в 2015 году два показателя, использующиеся в прогнозных моделях,— агрегированные ВВП и инфляция для основных стран--торговых партнеров РФ. Агрегировать на основе корзины внешней торговли РФ инфляцию и ВВП других стран ЦБ необходимо для предсказания среднесрочных трендов в российской внешней торговле. Усредненная инфляция по внешнеторговой корзине за 2010-2014 годы отчасти импортируется РФ с товарами, а динамика ВВП у партнеров по торговле позволяет учесть возможный рост спроса на российский экспорт. Однако, пишет ЦБ, данные по Украине в 2015 году в корзину не включаются, хотя, согласно методике, корзина формируется из показателей 24 стран, доля которых во внешнеторговом обороте РФ превышает 1%. Для Украины этот показатель в 2014 году составлял 6,5%, в первые три квартала 2015 года экспорт в нее, по данным ФТС, составил 2,5%. Объяснение ЦБ исключения украинских данных из агрегата выглядят хотя и техническими, но довольно странными: показатели Украины "волатильны", и это "довольно существенно искажает" данные двух усредненных показателей за пять лет.
Но для снятия волатильности методика консолидации данных об инфляции и ВВП и создана. Даже при пятикратном падении торговых оборотов Украины и двукратном снижении ВВП за год (заведомо маловероятное предположение) в корзине из 24 стран--торговых партнеров искажение не превысит 1-2% показателя. Кроме того, именно его имеет смысл учитывать: прекращение торговли с Украиной — одно из ключевых событий пятилетия для внешней торговли России, и игнорирование этого процесса грозит неточностями в самих моделях. ЦБ вносит в методику правки, по масштабу и сопоставимые с "украинскими" (как изменение весов в корзине с учетом реэкспорта с использованием юрисдикции Нидерландов российских энергоносителей), и даже менее значимые (как включение в корзину для ВВП данных Литвы, а для инфляции — Венгрии и Швейцарии).
Впрочем, можно относиться к методике ЦБ как к прогнозу. Отказаться от учета данных о динамике инфляции и ВВП Украины безрисково ЦБ может лишь в том случае, если уверен, что в 2016-2017 годах снижение товарооборота РФ и Украины будет происходить теми же темпами, что в 2015 году, а через год-два украинские данные не понадобятся, поскольку эта страна будет занимать во внешней торговле РФ 1% и менее. Хорошо это или плохо, для целей ЦБ эти оценки не нужны, а вот сама неформальная уверенность Банка России в том, что торговля двух стран будет свернута почти до нуля,— информация значимая.