Табель о рамках
Российские вузы сравнили вне мировых рейтингов
Представлен первый национальный рейтинг востребованности высших учебных заведений РФ. Эффективность вузов оценили по трем ключевым показателям: занятость выпускников, вклад в экономику и научная деятельность. Составители уверены, что это поможет абитуриенту определиться, в какой вуз поступать ради последующего гарантированного трудоустройства, а в какой — ради научной работы и академической карьеры.
Первый в России «Рейтинг востребованности вузов РФ-2015» включает 463 высших учебных заведения из 80 регионов. Составители выделили шесть групп по направлениям деятельности: классические университеты, инженерные, сельскохозяйственные, гуманитарные (в том числе педагогические и филологические), медицинские вузы и вузы сферы управления. В исследовании участвовали как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Единственным негосударственным лидером группы стала «Российская школа экономики». Первые места в группах также заняли МГУ, МИФИ, Ставропольский государственный аграрный университет, Ярославский государственный педагогический университет имени Ушинского и Нижегородская государственная медицинская академия.
«Существует потребность в формировании национального рейтинга, который бы оценивал результаты деятельности высшего учебного заведения, ориентированного на рынок труда и развитие национальной экономики, а не на ресурсы и процессы, которые идут в вузе»,— представила исследование руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина. Основной целью авторы считают информирование абитуриентов о том, в каком вузе можно получить востребованную работодателем профессию, а в каком — заняться научными исследованиями и карьерой ученого. «Речь идет о том, нужны ли кому-то результаты деятельности (вуза.— “Ъ”)»,— заключил научный руководитель проекта Ефим Коган.
Востребованность вуза эксперты определяли по трем показателям: доля выпускников, получивших направление на работу, доля средств от коммерциализации интеллектуальных продуктов и индекс цитирования трудов сотрудников организации. Данные для оценки были взяты из отчетных форм, утвержденных Росстатом, и базы данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Международные рейтинги, как правило, формируются на основе экспертных оценок и индекса цитирования ученых в международных изданиях, также учитывается количество иностранных студентов и профессоров.
Представленное исследование впервые оценивает российские вузы с точки зрения востребованности. Однако это не первая попытка сформировать список лучших высших учебных заведений страны. В 2009 году «в целях разработки и апробации новых механизмов независимой системы оценки российских вузов» появился первый «Национальный рейтинг университетов». В 2012 году правительством РФ была принята программа «5–100», призванная добиться включения российских вузов в мировые рейтинги. В рамках этой программы также был составлен рейтинг высших учебных заведений страны, лидеры которого и стали участниками госпрограммы. Из госбюджета им выделено 54 млрд руб. на 2014–2016 годы.
Методика нового исследования вызывает обеспокоенность экспертов. «Есть большие сомнения в правильности использования информации Росстата,— сообщил “Ъ” руководитель проекта “Национальный рейтинг университетов «Интерфакс»” (реализуется с 2009 года) Алексей Чаплыгин.— С трудом верю в правильность данных о выходе выпускников на рынок труда». По его словам, более объективные данные можно получить, анализируя отношения госкорпораций и вузов, работающих по системе целевого приема, но и этого будет недостаточно для достоверной картины. Кроме того, господин Чаплыгин уверен, что коммерциализация интеллектуальных разработок среди вузов еще не развита настолько, чтобы выводить этот показатель в один из основных.
Использование данных из внешних источников было принципиальным для составителей рейтинга, подчеркнул научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. Впрочем, господин Болотов также обратил внимание на проблемы метода: «Например, одни медвузы стопроцентно дают направления на работу, а другие — ни одного. Понятно, что такого не может быть. Ну, извините, как заполнили таблицу в Росстате, так и получили». В будущем рейтинг планируется сделать ежегодным.
Как Россия вышла на глобальный рынок образовательных услуг нового поколения
В августе на международной конференции Edcrunch в Москве официально запустилась «Российская национальная платформа открытого образования», созданная ведущими вузами страны при поддержке Минобрнауки. Предполагается, что уже через несколько лет на бесплатных онлайн-курсах будет заниматься миллион студентов из России и других стран, причем их виртуальные оценки попадут в реальные дипломы и резюме. Эксперты считают, что дистанционное образование не сможет полностью заменить традиционную вузовскую модель, но серьезно поднимет качество российской высшей школы в целом. Читайте подробнее