Максим Ликсутов: предоставить места для парковки всем желающим невозможно
Вице-мэр Москвы — о том, что ждет автомобилистов и пешеходов в 2016 году
Что ждет автомобилистов в 2016 году, насколько резиновым может быть метро и зачем зимой перекладывать асфальт, корреспонденту "Денег" Елене Ковалевой рассказал вице-мэр Москвы Максим Ликсутов.
Чем ознаменовался для вас 2015 год?
— Ну, во-первых, мы видим хоть и не большое, но все-таки улучшение ситуации с дорожным движением в Москве. За 2015 год скорость движения транспорта в городе выросла в целом еще на 8% (до 50 км/ч) за счет наведения порядка в улично-дорожной сети и улучшения работы городского транспорта. Кроме того, в 2015 году в рамках реформы городского наземного транспорта мы провели ряд тендеров по выбору партнеров на ближайшие пять лет. За счет конкурентной борьбы город даже сэкономил на этих аукционах около 150 млн руб. И в ближайшие полгода частные компании должны купить около 2 тыс. новых автобусов примерно на 10 млрд руб. В-третьих, трамваи, автобусы, троллейбусы уже работают с выполнением расписания на 94%. Все, что выше 90%, по мировым стандартам считается очень хорошим показателем. Причем выросла не только регулярность движения наземного транспорта, но и количество экономически активных пассажиров, которые сами оплачивают свой проезд: с 2010 года оно увеличилось на 25%.
Может, просто понаехало больше в Москву?
— Приехало, конечно, тоже, но не на 25%. Люди именно пересаживаются на общественный транспорт. С 2010 года число выезжающих на улицы Москвы автомобилей сократилось на 350 тыс. Это добавило около 500 тыс. пассажиров на общественном транспорте в будни. Так что наши планы по регулированию использования личного транспорта воплощаются.
Вы сказали, что число автомобилей, выезжающих на улицы, уже сократилось на 350 тыс. А какова здесь заветная цель?
— Чтобы в городе стало ездить легче, нужно сократить число автомобилей еще примерно на 150-200 тыс. единиц.
По большому счету не так уж много. Не исключено, что вы уже можете ничего не делать, экономический кризис сам расставит все на свои места.
— Вы зря так думаете. Во-первых, сейчас Москва — особенно востребованное место с точки зрения предложения труда и возможности получить работу. И людей из Калужской, Ивановской, Тверской, Тульской областей становится все больше. А они в основном приезжают на личном транспорте. Во-вторых, несмотря на весь кризис, если в 2014 году у нас покупалось около 200-250 тыс. автомобилей, то в 2015 году хоть и меньше, но все равно много --150 тыс. Причем я вам называю цифры именно суммарного прироста автомобилей. Плюс еще Московская область, где покупается 70-80 тыс. новых машин, это тоже давление на столичную городскую систему. Поэтому количество личного автомобильного транспорта все равно растет. Возвращаясь к итогам, я бы еще хотел отметить сегмент нелегальных автобусных перевозок, в том числе межрегиональных, с которым мы активно боремся. Помимо новых автобусов, которые должны быть закуплены в ближайшие полгода, проезд в маршрутках и автобусах будет только по городским билетам. К 1 сентября все автобусы будут одного цвета, со стандартной системой тарифов. Автобусы больше не будут ждать полного заполнения, а будут двигаться только по расписанию. Кроме того, количество мест для пассажиров в наземном транспорте будет примерно на 30% больше за счет того, что мы уходим от автобусов малой вместимости — маршруток — к автобусам средней и большой вместимости. Число маршруток сократится с 3,5 тыс. до 450-500 штук. По центру города маршрутки ездить не будут вовсе, это уже пережиток прошлого. Причем Москва существенно финансово вкладывается в новую систему: мы будем платить частным перевозчикам за километры и за выполнение расписания, все это будет только в автоматическом режиме (если нет трека ГЛОНАСС, значит, не было перевозки — и нет денег).
А что вы не успели реализовать в прошлом году?
— Есть определенные сложности с запуском всего объема станций метрополитена. Правда, это больше вопрос к нашим коллегам-строителям, но они делают все возможное, чтобы количество станций было большим. Есть технические, объективные причины, почему это не происходит. Но важно то, что правительство Москвы уменьшать финансирование строительства метрополитена не будет.
Вас не смущает нарастающее народное недовольство? Митинги против платных парковок собираются по всей Москве, доходит уже до вандализма...
— Люди ломали знаки и раньше. Вы знаете, я уверен, что, если бы правительство Москвы ничего не делало с 2010 года в части наведения порядка на дорогах, количество людей, недовольных нами, было бы в тысячи раз больше. Ведь ситуация ухудшалась на глазах: с каждым годом мы стояли бы в пробках все больше и больше. Завтра вы бы не выехали со двора. И не важно, кто был бы на моем месте, люди потребовали бы отставки такого бездеятельного начальника.
То есть, на ваш взгляд, довольных вашей работой больше, чем недовольных?
— Я в этом уверен, потому что обычно, если человеку все нравится, он не идет на митинг.
Но вы не забывайте, что у нас множество пассивных граждан. Недовольство будет копиться, зреть, а потом рано или поздно выльется в какие-то массовые протесты...
— Нет, мы, конечно, делаем массу исследований и опросов общественного мнения о нашей работе. Уверен, и это подтверждается цифрами, что большинство людей, даже автомобилистов, понимают, что без наведения порядка со стихийными парковками, мешающими движению транспорта, нельзя.
Поэтому везде ставят запрещающие знаки — и припарковаться вообще невозможно, поскольку парковочных мест просто не хватает. И речь не только о центре города. Ты приезжаешь в присутственное место в районе ТТК — в Пенсионный фонд, налоговую и т. д., а встать просто негде...
— У нас не хватает не только парковочных мест, у нас и дорог не хватает на такое количество машин. Поэтому мы должны выбрать, для чего нам нужны дороги: чтобы ехать или чтобы стоять.
Хорошо, платная парковка в центре — это понятно и, наверное, правильно. Но вы же постоянно ее расширяете, уже выходите за границы Третьего кольца.
— Дело в том, что в пределах Садового кольца сосредоточено только 30% рабочих мест и 8% жилья. При расширении зоны платной парковки мы смотрим только на конкретные точки (станции ж/д, метро, остановки наземного транспорта, бизнес- и торговые центры, плюс проблемные точки: точки аварийности или где не может проехать городской транспорт).
Хотите сказать, что тотального введения платной парковки по всей Москве не будет?
— Нет, не будет. Расширение зоны платной парковки будет носить только точечный характер.
Много ли при этом останется белых пятен на карте? Вы в декабре ввели еще 291 платную парковку.
— Мы ввели их только в проблемных местах — там, где наблюдались повышенный спрос на парковочные места и, как следствие, затруднения в движении. Мы по-разному относимся к парковкам для местных жителей и для тех, кто оставляет свою машину там на целый день, потому что у него там работа. У нас огромный город — все не могут приезжать на машине. Предоставить места для парковки всем желающим невозможно: слишком много автомобилей у нас в городе. И нет ничего ненормального в том, что кому-то приходится платить. Плата за парковку помогает нам снизить количество желающих приезжать на автомобилях из других районов. Здесь как раз и выигрывают жители, потому что благодаря системе резидентных разрешений они могут парковаться в своем районе бесплатно. Мы выдаем его даже тем, кто снимает квартиру, при условии аренды жилья на срок от года.
При этом в 2014 году было выдано только 31 тыс. резидентных разрешений, а соцсети полны жалоб москвичей на сложности в их получении. Почему?
— Потому что люди не знают об этой возможности, несмотря на то что об этом много где написано. Даже в каждой префектуре мы посадили по отдельному сотруднику, который отвечал на все вопросы по платной парковке в районе и получению резидентного разрешения. Люди действительно могут получить по два парковочных разрешения на квартиру при условии, что это их машина. На портале городских услуг (pgu.mos.ru) есть все инструкции по их получению. По итогам 2015 года в Москве действует уже 51 тыс. резидентных разрешений.
Вас часто обвиняют в том, что вы не слышите москвичей. А много ли районов, где жители смогли отстоять бесплатную парковку?
— Мы находимся в постоянном тесном контакте с жителями и всегда находим компромисс. Когда мы принимаем решение о платной парковке, первое, что мы делаем,— стараемся максимально сохранить существующее количество машино-мест и учесть пропускную способность дороги и безопасность дорожного движения...
А мнение жителей здесь где?
— Жители готовы здесь взять на себя ответственность за безопасность дорожного движения? Это не шутки. Перекладывать на жителей ответственность за организацию дорожного движения — это неправильно, нигде такого нет, и к тому же это было бы безответственной позицией правительства. А зачем мы тогда здесь есть? Нужно действовать четко в рамках закона. Но в отдельных и важных вопросах мы обязательно подключаем общественность.
Вы активно пересаживаете людей с машин в метро, которое уже перегружено катастрофически. В час пик в вагон невозможно попасть с трех раз.
— Ну, с трех раз можно не попасть в вагон всего на нескольких станциях ("Выхино", "Беговая" и ряд других проблемных остановок). Но есть же при этом наземный транспорт, в котором нет такой давки. Что мешает воспользоваться им?
То есть метро, на ваш взгляд, не перегружено?
— Нет, не перегружено. И метро, и наземный транспорт примут всех пассажиров, которые появятся по мере выполнения наших планов по разгрузке дорог от машин. Кроме того, мы принимаем целый ряд мер по разгрузке самого метро. В частности, в конце 2016 года мы с РЖД откроем Московскую кольцевую железную дорогу (МКЖД), которая разгрузит кольцевую линию метро на 15%.
А почему ее запуск перенесли? Сначала обещали запустить в 2015 году...
— Нет, это не так. Чтобы вы понимали: инфраструктуру не строит правительство Москвы. Ее строит РЖД. Мы строим только связь между МКЖД и метро, МКЖД и наземным транспортом. Ответственность правительства Москвы в данном случае — транспортные связки и организация оплаты проезда. Кроме того, мы строим третий пересадочный контур метрополитена. Эти планы все остались.
Да, но и третий контур то и дело сдвигается по времени.
— Это огромный проект с неизбежными огромными сложностями.
Ну а почему китайцы строят по десять станций метро в год, а мы одну роем по три-четыре года. Не легче ли было их нанять?
— Строительство в городе — крайне непростая задача. Лучше об этом поговорить с коллегами-строителями, которые профессионально об этом могут рассказать.
Скажите, а с коммунальщиками, создающими пробки из-за постоянного перекладывания покрытия в любую погоду, вы как-то координируете свою работу?
— Распоряжением правительства Москвы была создана межведомственная группа, которую возглавляю я. Мы раз в неделю делаем согласования по всем перекрытиям.
А зачем зимой перекладывать дороги?
— Там перекладываются коммуникации. У нас есть большая программа по реконструкции дорог, где-то с сужением тротуара, где-то с расширением. Там есть люки, канализация, сети. Их надо переложить, что занимает много времени. Мы сделали план на 2016 год, понимаем, какие улицы мы хотим реконструировать, а для этого надо поменять сети, что за один год сделать невозможно. Поэтому сейчас меняются сети, чтобы летом, когда уже можно будет перекладывать асфальт, приступить к реконструкции.
Так сейчас же кладут асфальт...
— Сейчас они просто заделывают перерытые траншеи, например, на Садовом кольце.
Какие у вас планы на 2016 год по расширению зоны парковки?
— Мы планируем посмотреть на дополнительные проблемные точки.
Планируете ли вы расширять зону долгой платной парковки (когда второй и последующие часы дороже первого)?
— Мы должны дойти до того, чтобы на парковках было занято только 80-85% мест. Так что введение дифференцированных тарифов в ближайшем будущем неизбежно.
А повышение базовых тарифов за парковку планируется в этом году?
— Нет, базовые цены мы пересматривать не будем.
Может ли Москва стать действительно удобным для перемещения городом?
— Просто решить проблему, которая зрела десятилетиями, за два-три-пять лет — из области фантастики. Но мы четко понимаем, что с каждым годом становится лучше.