«США сами стали энергоэкспортером, и ресурсы в Арктике теперь не нужны»

Спецпредставитель Госдепартамента по Арктике рассказал “Ъ” о планах Вашингтона в Заполярье

США, нынешний председатель Арктического совета — межправительственной организации приполярных государств, включая РФ,— считают, что существенное падение цен на энергоносители «снизит накал страстей» в Заполярье. Кроме того, в Вашингтоне не испытывают тревоги по поводу действий России в Арктике, которая проводит там военные учения и создает новые базы. Об этом спецпредставитель Госдепартамента по Арктике адмирал РОБЕРТ ПАПП рассказал корреспонденту «Интерфакса» КСЕНИИ БАЙГАРОВОЙ — специально для “Ъ”.

Спецпредставитель Госдепартамента США по Арктике адмирал Роберт Папп

Фото: Reuters

На этой странице и в печатной версии газеты данное интервью представлено с сокращениями. С полной версией можно ознакомиться по этой ссылке.


— Последняя министерская встреча Арктического совета в канадском Икалуите завершилась ничем, после того как Канада подняла вопрос о действиях России на Украине. Не считаете ли вы, что поднимать острые политические вопросы на заседаниях совета не самая лучшая идея?

— Этого сложно избежать, так как люди всегда остаются людьми, они могут находиться под влиянием тех или иных событий. А дипломаты тоже люди, причем часто они не только хорошо осведомлены, но и ответственны за то, что происходит в разных местах в мире. Канада была последовательна, выражая озабоченность и противодействуя российской агрессии на Украине. Да, это отразилось на атмосфере министерской встречи в Канаде. Однако все-таки встреча продолжилась, и Россия в ней участвовала. Надеемся, что такие встречи будут собираться и впредь.

— Сегодня распространено мнение, что Арктика с ее богатыми ресурсами становится ареной все более ожесточенной конкуренции, что уже началась «битва за Арктику» и ситуация будет только накаляться. Вы разделяете такое мнение?

— На мой взгляд, такая возможность существует, но не думаю, что она вероятна. Вообще, меня расстраивает, когда, говоря об Арктике, используют такие слова, как «битва», «война» и «конфликт». Нет там ни битв, ни войн, ни конфликтов. Арктический совет обязан сохранить Арктический регион бесконфликтным. Этого можно достичь через сотрудничество на основе программы нашего председательства, через конкретную совместную работу, которой мы занимаемся, а также через соблюдение норм международного морского права. Конвенция по морскому праву ясно определяет, каким образом должна осуществляться деятельность на море, и каждое государство, входящее в Арктический совет, обязано соблюдать эти правила.

Да, безусловно, есть конкуренция. И каждая страна действительно хочет осваивать ресурсы. Конкуренция в основном связана с юридическим определением того, где именно пролегают границы между государствами на арктическом шельфе. Тем не менее Конвенцией ООН по морскому праву определен порядок решения таких вопросов.

— На ваш взгляд, существенное падение цен на энергоносители как-то повлияет на ситуацию в Арктике?

— Думаю, что это снизит накал страстей. Еще десять лет назад США искали нефтяные ресурсы, поэтому такие компании, как Shell, Conoco Philips, British Petroleum, присутствовали в Арктике. Мы испытывали необходимость в дополнительных энергоресурсах. Но теперь США сами стали энергоэкспортером, и ресурсы в Арктике теперь не нужны. Компании больше не рассматривают работу в Арктике как хорошую инвестицию. Возможно, когда-нибудь это положение дел изменится, но в ближайшее десятилетие — вряд ли.

— Недавно губернатор Аляски Билл Уокер заявил, что озабочен действиями России, которая начала в Арктике «самое масштабное военное наращивание со времен холодной войны». Вы тоже считаете, что действия России, в частности проведение военных учений, создание новых баз в Арктике, угрожают безопасности США?

— Я не испытываю никакой тревоги по этому поводу. Интересно ли это мне? Да, безусловно, мне всегда интересно знать, что делают другие страны в Арктике, что они инвестируют и какие проекты развивают. Губернатор Аляски был прав в том, что происходит самое крупное военное наращивание со времен холодной войны. Это заявление абсолютно правдиво, так как это единственное военное наращивание, которое мы видели с тех пор, как холодная война закончилась. После того значительного сокращения российской активности в Арктике, которое мы наблюдали после окончания холодной войны, любая деятельность может считаться наращиванием.

Я внимательно изучил этот вопрос. На России лежит огромная ответственность, так как она имеет протяженное побережье и северные морские пути через Арктику. Теперь Россия совершенствует свои базы и коммуникации, привлекает ресурсы. Я думаю, что это законная деятельность, ведь нужно иметь вспомогательную инфраструктуру в своих собственных территориальных водах. Да, Россия проводит реорганизацию Северного и Тихоокеанского флотов. Но это ее стратегический ресурс, который может использоваться везде в мире.

Так что я не вижу никакой дестабилизации в Арктике. Конечно, надо наблюдать за любым наращиванием военной активности. Но преувеличенно реагировать тоже не стоит.

Вся лента