Российским машинам оплатят путь до границы
Государство будет субсидировать их экспорт
Отечественным автоконцернам удалось добиться еще одной меры господдержки. Правительство принципиально согласовало выделение 5 млрд руб. на субсидирование перевозок машин по России для экспорта. Российские производители давно добивались таких субсидий, отмечая, что на фоне девальвации рубля поставки машин за границу позволят частично компенсировать глубокое падение спроса в России. Впрочем, по мнению экспертов, с учетом относительно небольшого объема резко нарастить экспорт вряд ли получится.
Государство может выделить на поддержку автопрома в 2016 году дополнительные 5 млрд руб. к уже заложенным в бюджет 20 млрд руб., заявил в пятницу глава Минпромторга Денис Мантуров. Планируется, что 5 млрд руб. пойдут на субсидирование перевозок машин по России для последующего экспорта, денег должно хватить на весь год. Господин Мантуров отметил, что уже дано правительственное поручение окончательно рассчитать объем субсидий для принятия решения об их выделении. Кроме того, Минпромторг предлагает выделить 1 млрд руб. для компенсации затрат концернов на адаптацию машин к требованиям внешних рынков. В Минэкономики "Ъ" сообщили, что 14 января были согласованы субсидии на доработку машин для экспорта и их транспортировку на внешние рынки в размере 1 млрд и 5,3 млрд руб. соответственно. В министерстве подчеркнули, что механизм выделения субсидий будет разрабатываться Минпромторгом, где на запрос "Ъ" не ответили.
По словам источника "Ъ", знакомого с ситуацией, сейчас объем субсидий на перевозки рассчитывается, в частности, с учетом обновленных планов автоконцернов на этот год. Так, например, АвтоВАЗ в октябре 2015 года сообщал о планах экспорта Lada Vesta с 2016 года в страны ближнего зарубежья, Италию, Германию и страны Ближнего Востока. В "Соллерсе" сообщили "Ъ", что готовят пробные поставки автомобилей в Иран, с которого в субботу были сняты санкции (см. стр. 6). Между тем заявленный Денисом Мантуровым объем субсидий оказался меньше, чем обсуждавшийся ранее,— в ноябре 2015 года заместитель главы Минпромторга Александр Морозов утверждал, что для компенсации затрат на перевозки потребуется около 10 млрд, а на адаптацию автомобилей к экспортным стандартам — 11 млрд руб.
Источники "Ъ" говорят, что Минпромторг предлагает компенсировать стоимость перевозок до границы, но Российский экспортный центр (РЭЦ; структура ВЭБа, курирующая развитие российского экспорта) настаивает на субсидировании логистического плеча непосредственно до рынка сбыта. В РЭЦ отказались от комментариев, но один из источников "Ъ" отметил, что центр сейчас в первую очередь анализирует логистические маршруты для экспортных поставок.
Собеседники "Ъ" отмечают, что утвержденных лимитов по распределению субсидий между автозаводами пока нет. Но, по их данным, на субсидии уже претендуют как минимум группа ГАЗ, КамАЗ, АвтоВАЗ, УАЗ и Renault. Впрочем, экспортные поставки российских автопроизводителей традиционно невелики. Так, в 2015 году поставки УАЗа в страны СНГ и дальнего зарубежья сократилась на 23%, до 4,9 тыс. машин. АвтоВАЗ планировал экспортировать в 2015 году около 70 тыс. автомобилей при изначальном плане 100 тыс. машин. В КамАЗе рассчитывали поставить на экспорт в 2015 году около 7 тыс. грузовиков, на 10% больше, чем годом ранее.
Идея активной господдержки экспорта автомобилей возникла в 2015 году на фоне девальвации рубля. Однако в автоконцернах сразу отмечали сложности с наращиванием экспорта из-за высоких ввозных пошлин на многих рынках или особых требований к конструкции машин. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева сообщила "Ъ", что возможности экспорта существенно ограничивает высокая стоимость транспортной логистики. Она ожидает, что субсидирование охватит не только территорию РФ, и отмечает, что, например, на Кубу цена доставки от российской границы в десять раз выше, чем на территории России.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" полагает, что заявленного объема субсидий хватит на год с учетом небольших объемов экспортных поставок автомобилей. Он считает, что субсидировать перевозку в рамках страны логичнее с учетом общего сокращения расходов бюджета, а выбирать длинное логистическое плечо в целом нецелесообразно.