Аэропорты Москвы разовьют за счет посадок
Их операторы договорились, где взять деньги на инфраструктуру
Как выяснил "Ъ", московские аэропорты предлагают использовать в качестве источника внебюджетного финансирования развития аэродромной инфраструктуры в рамках предстоящего подписания концессионных соглашений только доходы от услуг за взлет и посадку. Это стало возможным после того, как Федеральная антимонопольная служба дерегулировала часть аэропортовых тарифов, в том числе за взлет и посадку. Впрочем, профильные чиновники полагают, что профинансировать такие проекты в отсутствие денег Фонда национального благосостояния вполне можно за счет как авиационной, так и неавиационной деятельности концессионера. В такой логике и производилась консолидация Шереметьево и Внуково, где концессионер должен аккумулировать все аэропортовые доходы.
Как стало известно "Ъ", операторы московских аэропортов — Шереметьево, Домодедово, Внуково — согласовали позицию по основному источнику финансирования аэродромной инфраструктуры в рамках предстоящего подписания концессионных соглашений. Операторы аэропортов готовы использовать для этого доходы от услуг за взлет-посадку. По словам источников "Ъ", на прошлой неделе такой вариант был обнародован в рамках совещания по вопросу развития аэропортов московского авиационного узла (МАУ) под председательством министра транспорта Максима Соколова.
Концессионные соглашения для операторов МАУ должны заменить договоры аренды между аэропортами и государством, чтобы концессионер сам инвестировал в развитие объекта и вкладывал средства в строительство новой инфраструктуры. Предварительная стоимость инвестпроекта развития аэродромной инфраструктуры в Домодедово составляла около 114 млрд руб., Шереметьево — 58,6 млрд руб., Внуково — почти 9 млрд руб. в ценах 2013-2014 годов. Общая стоимость проектов в трех аэропортах — 180 млрд руб. При этом, по данным "Ъ", из-за инфляции стоимость проектов может вырасти на 10-15%. В апреле 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов принял принципиальное решение выделить около 69 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния на развитие аэродромной инфраструктуры МАУ, но дальнейших шагов по выделению этих средств не произошло. Концессионные соглашения будут подписаны, как только будет определен источник возврата инвестиций.
Впрочем, рассказывают источники "Ъ", профильные ведомства по-прежнему настаивают на том, чтобы концессионные соглашения финансировались с использованием доходов от авиационной и неавиационной деятельности концессионера. Такой вариант обсуждался в конце 2015 года (см. "Ъ"от 19 ноября 2015 года).
В Домодедово нынешний вариант финансирования с доходами от услуг за взлет-посадку назвали целесообразным, во Внуково и в Шереметьево комментировать его не стали. Но источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отметил, что такой вариант вложений возможен с учетом предстоящей существенной индексации части аэропортовых тарифов, в том числе на взлет-посадку самолетов. В минувшем ноябре Федеральная антимонопольная служба разрешила дерегулировать эти тарифы начиная с 2016 года. При этом аэропорты сохранят статус субъектов естественных монополий. По данным "Ъ", предельный уровень повышения этих тарифов в случае прекращения их госрегулирования не превысит уровень инфляции (12,9% по итогам 2015 года). Аэропорты не раскрывают объем выручки от подобных услуг, но в 2012 году в проспекте евробондов структур Домодедово — DME Ltd — говорилось, что авиационные услуги (обслуживание в терминале, взлет-посадка, обеспечение безопасности) давало 22,5% выручки.
Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что при нынешнем пассажиропотоке, тем более при условии его сокращения, неавиационных доходов вряд ли хватит на финансирование капиталоемких проектов по развитию аэродромной инфраструктуры, особенно для строительства полос. Тем более что актуальность скорейшего строительства инфраструктурных проектов будет сокращаться пропорционально пассажиропотоку. В то же время отмена госрегулирования ставок сборов за взлет-посадку позволит операторам аэропортов сбалансировать финансовую модель развития аэровокзальных комплексов, отметил эксперт.