FATCA с персональной скидкой
Личная ответственность финансистов перед налоговиками США отложена
Сотрудники финансовых организаций, ответственные за передачу данных о клиентах — американских налогоплательщиках — в США, получили поблажку по персональной ответственности. Служба внутренних доходов США (IRS) предоставила им двухлетнюю отсрочку по сдаче декларации, где конкретный сотрудник принимает ответственность за исполнение FATCA на себя. В условиях, когда исполнение FATCA под вопросом из-за трудностей российского законодательства, декларировать личную ответственность сейчас было бы опасно, указывают эксперты.
О том, что IRS намерена перенести срок сдачи специальной декларации от конкретных сотрудников финансовых организаций, присоединившихся к FATCA, свидетельствует уведомление на сайте службы. Эта декларация (иначе ее называют также самосертификацией) составляется конкретным сотрудником финансовой организации, ответственным за внедрение механизмов FATCA, передачу информации о клиентах — американских налогоплательщиках — в IRS и прочее взаимодействие с ней. Таким образом, IRS фактически дистанционно контролирует исполнение своих требований в рамках FATCA. Изначально IRS требовала предоставить эту информацию до 29 августа 2016 года, теперь срок планируется перенести почти на два года — до 1 июля 2018 года.
FATCA — американский налоговый закон, требующий от присоединившихся к нему финансовых институтов ежегодно направлять отчетность об остатках на счетах в них физлиц с американским гражданством и юрлиц с американскими бенефициарами, а также любых финансовых организаций, имеющих источники дохода в США.
Перенос срока в IRS объясняют пожеланиями банкиров, а также стремлением "снизить нагрузку на заинтересованные стороны и оптимизацией выполнения требований по сертификации". Это не первая отсрочка внедрения FATCA. Ранее служба уже перенесла на полгода начало классификации новых клиентов--юрлиц, подпадающих под FATCA, затем сдвинула срок удержания штрафного налога с отдельных видов платежей. Однако к отсрочке самосертификации IRS прибегает впервые. "Это непростой процесс, большинство иностранных финансовых институтов прибегает к помощи внешних консультантов,— поясняет партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба.— Они проводят аудит внедрения механизмов FATCA в конкретном банке, ведь самосертификация устанавливает персональную ответственность конкретного сотрудника".
Для российских финансистов самосертификация в рамках FATCA сопряжена с реальными рисками. Россия, в отличие от европейских стран, из-за западных санкций так и не смогла присоединиться к FATCA через межправительственное соглашение, каждый банк сам заключал соглашение с IRS. При этом передача информации об американских налогоплательщиках невозможна без согласия на то трех регуляторов — ЦБ, ФНС и Росфинмониторинга, которые могут заблокировать отправку данных по конкретному клиенту. "В такой ситуации передача информации в IRS не может быть полноценной, что создает потенциальные риски нарушения обязательств по договору финансовой организации с IRS",— отмечает эксперт по FATCA Дмитрий Чистов. Если IRS впоследствии выявит в банке какие-то нарушения или факт уклонения от передачи информации по клиентам, ответственный сотрудник может подпасть под уголовное преследование со стороны США. "Недостоверность отчета — это нарушение требований Налогового кодекса США, и за это предусмотрены разные меры вплоть до уголовной ответственности",— отмечает Дмитрий Чистов.
В такой ситуации отсрочка по самосертификации выглядит необходимой. "До того как стало известно об отсрочке, мы с юристами прорабатывали механизмы, как обойти возникшую нестыковку и связанные с этим риски предоставления декларации в IRS,— говорит глава отдела ПОД/ФТ в одном из банков топ-20.— Отсрочка же позволяет надеяться, что в течение двух лет ситуация станет менее острой". "Если бы такой отсрочки не было, мы, конечно, все равно прошли бы самосертификацию в установленный срок, но отсрочка будет очень даже кстати",— отмечает зампред правления Сбербанка Белла Златкис. "Нагрузка на банки с точки зрения комплаенса за последний год существенно возросла, и ко всему этому добавилась подготовка проекта по обмену налоговой информацией и с европейскими странами в рамках AEoI",— указывает она. В такой ситуации перенос срока отвлечения ресурсов, прежде всего человеческих, на сертификацию можно только приветствовать, заключает госпожа Златкис.