Антикризисный план экономкласса
Минэкономики вписало его в бюджетные рамки
План неотложных мер по стабилизации социально-экономического положения на 2016 год в понедельник будет внесен в правительство. Из антикризисного фонда Белый дом потратит на него 207 млрд руб., но ослабление рубля требует новых в сравнении с предыдущими планами расходов на 143 млрд руб. В итоге план более интересен предложениями по реформам, не требующим финансирования в 2016 году,— без денег ведомства готовы реализовывать их в течение следующих трех лет.
В понедельник Минэкономики внесет в Белый дом новую редакцию антикризисного плана, по требованию Дмитрия Медведева разделенного на два раздела — неотложных мер в 2016 году и структурных реформ до 2018 года. Объем антикризисного фонда правительства, который предлагается истратить на первую часть, обозначен в проекте как 207 млрд руб., общая же стоимость антикризисных мер теперь достигает 830 млрд руб. Кроме правительственного фонда, на них предполагается направить 447 млрд руб., уже учтенных в бюджете, 134 млрд руб., которые только предстоит найти, и 40 млрд руб. из ФНБ.
В предыдущей версии плана меры без источников финансирования в бюджете оценивались во вдвое большую сумму — 270 млрд руб. Ответ на вопрос об ассигнованиях обеспечил новый прогноз Минэкономики (см. стр. 1) — в нынешней версии он в неявной форме ссылается на реализацию в 2016 году антикризисного плана и правок в действующий бюджет при среднегодовой цене нефти $40 за баррель. Структуры Минфина и правительства, по расчетам Минэкономики, в рамках плана должны будут увеличить собираемость доходов на 248 млрд руб. (в том числе 175 млрд руб.— за счет роста дивидендов госкомпаний) и сократить расходы на 818 млрд руб. (в том числе 513 млрд руб.— за счет сокращения госрасходов на 10%).
Это снизит расчетный дефицит бюджета-2016 с 3,9 трлн руб. (5,1% ВВП) до 3,2 трлн руб. (4,2% ВВП), остальное будет покрыто средствами приватизации на 0,9 трлн руб. и ростом на треть заимствований бюджета, что позволит тратить Резервный фонд не так быстро, как предполагалось в 2015 году. Собственно антикризисные расходы в этой конструкции — это второстепенная цель: вынужденные дополнительные расходы бюджета уже сравнимы с антикризисными. Основная же цель всей конструкции — некоторая экономия резервов ради расходов 2017 года.
Первая, срочная часть антикризисного плана должна быть реализована в 2016 году. Перечень включенных в нее мер (54 позиции) был сокращен в Минэкономики — в минимальной конфигурации он стоил бы антикризисному фонду около 150 млрд руб.,— но после уточнения макроэкономических сценариев вернулся к варианту на 207,4 млрд руб. В документ вошла пролонгация ипотечных субсидий на 16,5 млрд руб. (действующая программа закончится в марте 2016 года) и вернулась программа обновления санитарного автотранспорта на 5 млрд руб. наряду с рядом льгот РЖД — они ранее были исключены из предпоследней редакции плана (см. “Ъ” от 1 февраля).
Также в режиме «поддержки отраслей промышленности» правительство теперь готово помимо финансирования автопрома (89 млрд руб. из бюджета и 49 млрд руб. из антикризисного фонда) и транспортного машиностроения (10 млрд руб. из антикризисного фонда) потратить 40 млрд руб. из ФНБ на покупку в марте 2016 года 292 локомотивов для РЖД, чтобы занять на их постройке до 60 тыс. человек. Прочие социальные антикризисные расходы в плане были несколько перераспределены — так, программы поддержки занятости теперь оцениваются в 5 млрд руб. (вместо 10 млрд руб.), а для поддержки больных ВИЧ нашлись 21,5 млрд руб. в бюджете (было 12 млрд руб. без указания источника).
Структурная часть плана, за счет которой в Минэкономики рассчитывают вернуть потерянный в 2015 году экономический рост, выглядит преимущественно регуляторной. Она предполагает гуманизацию уголовного законодательства (отказ от лишения свободы за ряд экономических преступлений, совершенных впервые), реформу контроля и надзора, включая ограничение числа проверок 5 тыс. в год и риск-менеджмент (см. “Ъ” от 5 февраля). Также в план включены судебная реформа, борьба с использованием правоохранительных органов в конкурентной борьбе, частичная приватизация госкомпаний, продажа казенной недвижимости, оптимизация расходов инфраструктурных монополий и смягчение ряда экологических платежей.
Многие меры представляют собой де-факто продолжение процессов, уже запущенных правительством, как пересмотр и систематизация неналоговых платежей бизнеса, запуск технологического и ценового аудита крупных инвестпроектов, переход к ценообразованию по принципу «альтернативной котельной» на рынке тепла и т. д. Отдельно среди реформ выделен блок, нацеленный на развитие малого бизнеса,— в нынешней редакции раздел включает практически все предлагавшиеся правительству меры (см. “Ъ” от 28 января), включая льготную аренду госимущества, либерализацию нестационарной и мобильной торговли, продление действия ЕНВД после 2018 года (см. материал на этой странице), упрощение регистрации самозанятых и выдачу им патентов, развитие региональной структуры корпорации по поддержке малого бизнеса и др.
Отметим, что реформы, в отличие от неотложных антикризисных действий, хотя и занимают две трети плана по объему (98 из 153 предложений), финансирования не предполагают: вероятно, в логике Минэкономики произвести необходимые действия министерства и ведомства могут штатными силами, не привлекая дополнительных бюджетных средств. Впрочем, ответа на вопрос, зачем понадобилось растягивать реализацию бесплатных мер до 2018 года и за счет чего их проводить, если средства все же придется изыскивать, антикризисный план пока не содержит.