Российские порты пошли в рост
Портовое хозяйство
Поставки в российские порты грузов заметно выросли в 2015 году. В физическом выражении больше всего увеличился грузопоток трубопроводного транспорта, в долевом — автомобильного. Зато внутренний водный транспорт потерял четверть грузов из-за обмеления рек.
Из данных Ассоциации морских торговых портов следует, что объем грузов, поставляемых в порты РФ по трубам, вырос больше всего в абсолютном выражении — на 11,2% (или 24,3 млн тонн), до 241,8 млн тонн. Доставка грузов железнодорожным транспортом увеличилась на 6,6%, до 289,4 млн тонн, автотранспортом — на 12,3%, до 54,2 млн тонн.
При этом доставка грузов в морские порты внутренним водным транспортом сильно упала — она сократилась на 26%, до 14,8 млн тонн. Основная причина падения объемов перевозок — катастрофическое маловодье и обмеление внутренних водных путей. В минувшем году к многолетней проблеме недостаточности глубин на Волге в районе Городца добавилось обмеление на Нижнем Дону. По итогам навигации 2015 года Волжское пароходство снизило перевозку грузов на 11%, Азово-Донское — на 27,1%.
Рост грузопотока в порты вызван несколькими факторами, в том числе девальвацией рубля и ростом маржинальности поставок за рубеж экспортных товаров, в том числе металлургической продукции. Он также укладывается в тенденцию к росту грузооборота морских портов России: в 2015 году он увеличился на 5,7% по сравнению с 2014 годом — до 676,7 млн тонн. Помимо курсового фактора причины роста грузопотока — изменение структуры поставок, которые раньше шли из Европы в Россию автотранспортом, но из-за осложнения в отношениях с Европой переориентировались на Азию, Ближний Восток и соответственно морской транспорт.