Рекламные доходы достанут из-под земли
Чиновники Смольного установят "наружное" наблюдение за метрополитеном
В Смольном решили усилить контроль за состоянием рынка рекламы в метрополитене. Вчера вице-губернатор Игорь Албин провел совещание, на котором поручил, в частности, предоставить ему отчетность всех рекламных операторов, работающих в подземке, разработать "дорожную карту" размещения рекламных конструкций и отказаться от звуковой рекламы на эскалаторах. Кроме того, до конца текущего года власти проведут тендер по размещению рекламы в петербургской подземке, что может привести к перераспределению рынка, который не менялся в течение последних десяти лет.
Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин на вчерашнем заседании в Смольном поручил комитету по транспорту, ГУП "Петербургский метрополитен" и комитету по печати проанализировать состояние рынка рекламы в городском метро. По словам беспартийного депутата Максима Резника, поводом для этого совещания стало письмо с просьбой проверить работу рекламных операторов в "подземке", которое в конце прошлого года он направил вице-губернатору.
В этом году, как напомнил господин Резник, истекают договорные отношения между метрополитеном и рекламными операторами, и к началу 2017 года город должен будет провести новые торги. Напомним, сейчас в метрополитене работают четыре рекламных оператора: AFCAP, ООО "Метроном", ЗАО "Анфас" и ЗАО "Коммет". Все они передали право продавать рекламу компании "Проспект", руководство которой аффилировано с упомянутыми компаниями и самим метрополитеном. При этом прибыль "Проспекта" в разы превышает доходы ГУПа от аренды и обслуживания рекламоносителей (в 2014 году — 349 млн рублей). По итогам 2014 года, выручка компании составила 1,44 млрд рублей, прибыль — 492 млн рублей. Именно это и вызывает беспокойство депутата: "Деньги идут мимо кассы, оседают у посредника, а нужно, чтобы они шли в бюджет".
Однако глава комитета по печати Сергей Серезлеев, также присутствовавший на заседании, заявил "Ъ", что подобная ситуация — обычное дело на рынке рекламы. "Операторы, работающие в метро, являются рекламораспространителями. Метрополитен предоставляет им право размещать рекламные конструкции. Чтобы получать большие доходы, ГУП должен сам взять на себя функции рекламораспространителя, взять себе эти конструкции на баланс. Эта деятельность для него непрофильная, реализовать это практически невозможно", — заявил господин Серезлеев.
Несмотря на это, по словам Максима Резника, Игорь Албин поручил предоставить ему отчет о финансовой деятельности всех операторов, работающих в метро, за три последних года. Кроме того, он дал поручение разработать "дорожную карту" размещения рекламы в метрополитене, в соответствии с которой будут проводиться новые торги. К работе над этим документом господин Албин поручил привлечь комитет по градостроительству, комитет по охране государственных памятников, а также градозащитников и городских депутатов. Он также не исключил, что расценки на размещение рекламы в метро в этом году будут повышены, и распорядился проработать с операторами вопрос о том, готовы ли они к такой индексации. Отметим, что тарифы за аренду и обслуживание рекламных площадей не пересматривались с 2009 года.
В комитете по печати, по словам господина Серезлеева, собираются в ближайшее время актуализировать реестр всех рекламных конструкций, размещенных в метро, и проанализировать, целесообразно ли увеличивать их количество в связи с открытием новых станций. Помимо этого в комитете должны оценить, насколько эффективно размещена реклама сейчас, чтобы правильно провести торги и тем самым увеличить доходы метрополитена, снизив нагрузку на бюджет.
Еще одно поручение, которое дал Игорь Албин, — проработать вопрос о запрете звуковой рекламы на эскалаторах подземки. Как пояснил Максим Резник, доход от нее составляет менее 10 млн рублей, в то время как многих горожан она раздражает. Отметим, что ФЗ "О рекламе" запрещает рекламу на транспорте. Тем не менее в петербургской подземке звучат как коммерческие, так и социальные объявления. Долгое время это оправдывалось тем, что эскалатор не относится к транспортным объектам. "Хотя в ФЗ "О транспортной безопасности" четко прописано, что вестибюли и наклонные ходы метрополитена относятся к объектам транспортной инфраструктуры", --подчеркивает один из собеседников "Ъ" в Смольном.