Штрафстоянки оставляют без денег
В Госдуме предлагают забирать эвакуированные машины без оплаты
Забрать автомобиль со штрафстоянки можно будет без оплаты эвакуации. Нововведение содержится в правительственном законопроекте, доработанном депутатами «Единой России». В мэрии Москвы идею пока не комментируют, эксперты ожидают, что столичное руководство подключит «административный ресурс», чтобы не допустить принятия поправок.
Поправки в КоАП, подготовленные в правительстве РФ, рассматривались в понедельник на заседании комитета Госдумы по госстроительству. Речь идет о законопроекте, который был разработан и принят в первом чтении в 2015 году. Тогда в Белом доме предложили определять тарифы на эвакуацию машин на основе методики Федеральной службы по тарифам (сейчас ее разрабатывает ФАС, в состав которой ФСТ влилась в прошлом году). Сейчас, напомним, каждый регион определяет цену на перемещение исходя из собственных критериев, в Москве, к примеру, она зависит от мощности автомобиля.
Ко второму чтению правительственный документ был серьезно доработан при участии депутатов. Главное нововведение связано с введением системы постоплаты эвакуации и хранения машины на стоянке. По действующим правилам машину нельзя вернуть без оплаты — это делается прямо на территории штрафстоянки через терминал. А вот штраф за стоянку в неположенном месте, который выписывает инспектор ГИБДД или Московской административной дорожной инспекции (ст. 12.15 или ст. 12.19 КоАП), оплачивается в течение 70 дней. Депутат Вячеслав Лысаков хочет, чтобы эвакуация и хранение машины оплачивались по такому же принципу: это значит, что машину можно будет забрать без оплаты. Напомним, что цена перемещения легковой машины в Москвы варьируется от 3 тыс. до 7 тыс. руб., грузовика — до 27 тыс. руб., штраф составляет еще 3 тыс. руб. «Многие граждане лишены возможности оперативно уплатить данную сумму»,— пояснил господин Лысаков.
Спор о работе эвакуаторов начался между Госдумой и столичными властями еще в 2015 году. Это было связано со злоупотреблениями при использовании погрузчиков и жалобами жителей. Было решено принять поправки к КоАП, при этом «Единая Россия» настаивала на урезании прав погрузчиков, Москва — на их сохранении. Был принят компромисс: увозить припаркованную машину из-под запрещающего знака на штрафстоянку разрешили только при наличии табличек «Работает эвакуатор», это правило действует с 8 августа. В Москве примерно 20% знаков снабдили табличками, число эвакуаций за год сократилось на 9%. Тем не менее в Госдуме считают, что права эвакуационных служб все равно надо ограничить.
В департаменте транспорта “Ъ” инициативу господина Лысакова пока не комментируют.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов идею господина Лысакова поддержал. «Это абсолютно логичная схема,— говорит он.— Сегодня водитель сначала все оплачивает, а потом выясняется, что эвакуация была незаконной или производилась с нарушением правил. Если это удается доказать, то вернуть деньги удается с большим трудом. Если будет выделено определенное время на оплату эвакуации, то решение это можно будет обжаловать и ничего вообще не платить». Господин Шкуматов прогнозирует, что заинтересованный в сохранении прежней схемы работы эвакуаторов департамент транспорта будет всячески сопротивляться принятию законопроекта Вячеслав Лысакова. «Наверняка подключат партийный административный ресурс или что-то в этом роде»,— говорит он. Отметим, что во время дискуссии о правах эвакуаторов в 2015 году представители мэрии Москвы и департамента регулярно приходили в Госдуму и вели переговоры с главой комитета по госстроительству Владимиром Плигиным. «Интересно будет понаблюдать, чья возьмет на этот раз»,— говорит Петр Шкуматов.
«Наверное, смысл в этом есть,— говорит зампред общественного совета при столичной полиции Виктор Травин.— Ведь многие, приезжая на штрафстоянку, падают в обморок, услышав сумму, необходимую к оплате. С другой стороны, сомневаюсь, что кто-то будет оплачивать эти счета, если законопроект будет принят. Ведь забирать машину приезжает собственник, а кто был в момент нарушения за рулем надо еще выяснить. Информацию эту автовладелец предоставлять не обязан, ссылаясь, к примеру, на ст. 51 Конституции. Полиция должна провести административное расследование, выяснить, кто находился за рулем, а уже потом выносить постановление».
Берегись, автомобиль
Для автомобилистов прошедший год прошел под эгидой различных ужесточений и поборов: велась борьба с пьяными водителями, расширялась платная парковка, бесплатные дороги становились платными. Из хороших новостей, пожалуй, только одна: московские эвакуаторы с этого года разрешено использовать только в строго определенных местах. Читайте подробнее