Тридцать миллиардов на "Ураган"
ГТЛК может опять попросить господдержки
Как выяснил "Ъ", Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может запросить у государства на реализацию плана "Ураган" по консолидации лизингового парка вагонов до 30 млрд руб. Деньги, по данным "Ъ", нужны, чтобы ГТЛК не нарушила свои ковенанты по соотношению капитала и активов. По мнению экспертов, 30 млрд руб.— адекватная сумма для привлечения 200 тыс. вагонов и соблюдения ковенант, но консолидация вагонов на стороне лизингодателей не так эффективна, как операторами, а из 200 тыс. вагонов удастся привлечь лишь около 80 тыс. штук, что сократит потребность в господдержке.
Для реализации плана "Ураган" по консолидации парка вагонов лизинговых компаний на базе ГТЛК с передачей затем его в аренду крупному игроку — Федеральной грузовой компании (ФГК) ОАО РЖД, Первой грузовой компании Владимира Лисина, "Нефтетранссервису" или иному оператору — потребуются дополнительные вливания госсредств. Такие сведения содержатся в презентационных материалах ГТЛК по "Урагану" ("Ъ" знаком с их содержанием). По оценкам компании, для реализации потребуется увеличение ее капитала в объеме до 30 млрд руб.
План "Ураган" (о нем подробно см. "Ъ" от 24 февраля) предполагает, что ГТЛК заберет парк у прямо и косвенно контролируемых государством лизинговых компаний "ВЭБ-лизинг", "ВТБ Лизинг", "Сбербанк Лизинг", "Газпромбанк лизинг", "Трансфин-М" (подконтрольна НПФ "Благосостояние") и сосредоточит в своих руках около 200-250 тыс. полувагонов. Крупный оператор, который получит этот парк, спишет около 100 тыс. единиц старого парка и поднимет ставку доходности с текущих 550-600 руб. на вагон в сутки до уровня прейскуранта 10-01 (около 870 руб. в 2016 году). Тем самым он стимулирует спрос на новые вагоны, обеспечит уход с рынка около 200 неэффективных игроков и поступление средств лизинговым компаниям.
В ГТЛК вчера от комментариев отказались. Источник "Ъ", знакомый с содержанием проекта, отмечает, что у компании существуют ковенанты, ограничивающие соотношение капитала и активов, и если по решению правительства компания решит реализовывать проект, ей может понадобиться до 30 млрд руб. ГТЛК в 2015 году уже получала господдержку: через ОФЗ ей было выделено 30 млрд руб. на приобретение самолетов Sukhoi Superjet 100 для передачи в лизинг авиакомпаниям РФ. А в октябре компания сообщила, что на продление этой программы ей могут понадобиться новые средства, в том числе через ОФЗ или через имущественный взнос в виде самолетов.
По мнению главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, консолидацию парка сейчас достаточно эффективно ведут операторы, а участие лизинговых компаний возможно либо при изъятии вагонов у проблемных лизингополучателей, либо при согласии лизингополучателя на передачу обязательств третьей стороне. Схемой, считает эксперт, могут заинтересоваться сразу несколько игроков: например "Трансфин-М", для которого характерен самый высокий на рынке разрыв между доходностью парка и расходами на обслуживание средств, привлеченных на его покупку (более 600 руб. на вагон в сутки), "Сбербанк Лизинг" — в части парка "УВЗ-Логистик", лизинговые подразделения банков — по ряду сделок, где заемщики не могут выполнить графики реструктуризации, и, возможно, ГТЛК — как госагент, перед которым могут поставить задачу по поддержке транспортного машиностроения. ГТЛК может сыграть роль санатора для отдельных игроков, но, отмечает Михаил Бурмистров, "на это нужна прямая государственная воля и госденьги".
30 млрд руб.— адекватная сумма для того, чтобы собрать 200 тыс. вагонов и соблюсти ковенанты ГТЛК, считает эксперт, но даже если схема будет утверждена, то речь будет идти не более чем о 80 тыс. полувагонов (45 тыс. от "Трансфин-М", возможно, 30 тыс. вагонов "УВЗ-Логистик", находящихся в управлении ФГК, и несколько небольших контрактов), а это сократит потребность в докапитализации до 10-12 млрд руб.