Мельдоний собирает трофеи

Список российских спортсменов, уличенных в употреблении допинга, пополнился новой жертвой

Скандал

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Допинговый скандал, в центре которого оказались российские спортсмены во главе с Марией Шараповой, набирает обороты и даже приобретает оттенки детективной истории. Очередной жертвой уже всемирно известного препарата мельдоний стала участница сборной России по шорт-треку Екатерина Константинова. Это вдобавок к еще двум конькобежцам — Семену Елистратову и Павлу Кулижникову. В итоге президент Союза конькобежцев России (СКР) Алексей Кравцов заявил, что уверен: его подопечным допинг подсыпали. Причем не какие-то шпионы, а свои — партнеры по сборной. Пока господин Кравцов с помощью полиграфа ищет злоумышленников, мельдониевый скандал вовлекает в свою орбиту новые страны. Например, Грузию, где на употреблении мельдония попались сразу шесть борцов.

Вчера список российских спортсменов, попавшихся на употреблении мельдония, расширился. К ранее уличенным теннисистке Марии Шараповой, фигуристке Екатерине Бобровой, волейболисту Александру Маркину, велогонщику Эдуарду Варганову, шорт-трекисту Семену Елистратову и конькобежцу Павлу Кулижникову добавилась чемпионка Европы-2015 по шорт-треку (в эстафете) Екатерина Константинова.

История уже приобретает черты детектива. По крайней мере именно такое впечатление сложилось после выступления президента СКР Алексея Кравцова, организация которого пока может считаться наиболее пострадавшей от скандала. Господин Кравцов вчера провел пресс-конференцию, на которой поведал, что, по его мнению, спортсменов подставили. Примечательно, что Алексей Кравцов винит в случившемся не каких-то шпионов, а членов сборной России, среди которых нашлись те, кто якобы попросту подсыпал и Кулижникову, и Елистратову, и Константиновой запрещенный препарат. А все, как считает господин Кравцов, от зависти. Ведь тот же Кулижников, заметил Алексей Кравцов, после того как стал выигрывать забеги с рекордами мира, превратился в мощный раздражитель для соперников.

Для выявления злоумышленников СКР прибег к техническим средствам, в частности к опросу спортсменов на полиграфе. Его уже прошли Елистратов и Константинова, и, как уверяет господин Кравцов, специалисты заключили, что спортсмены говорят правду, когда утверждают, что не принимали допинг намеренно. Что касается Кулижникова, то он приступил к процедуре вчера, а завершит ее сегодня. В дальнейшем предполагается подвергнуть проверке и других членов сборных России. Такой подход, полагает президент СКР, позволит не только найти виновных, но и доказать, что россияне стали жертвами провокации. Для защиты интересов атлетов перед Международным союзом конькобежцев (ISU) СКР уже нанял некую британскую юридическую фирму. Отметим, что в случае признания виновными Елистратову и Константиновой грозит двухлетняя дисквалификация, а Кулижникову, уже попадавшемуся на допинге,— пожизненное отлучение от спорта.

Алексей Кравцов обратил также внимание на то, что в пробах Елистратова и Кулижникова были зафиксированы подозрительно высокие уровни концентрации мельдония. В случае с Елистратовым речь шла о приеме за несколько часов до сдачи теста, у Кулижникова была выявлена концентрация, соответствующая приему препарата примерно за день до проверки. Это, возможно, также может свидетельствовать о том, что мельдоний спортсменам был подмешан.

Не исключено, что в ближайшее время в мельдониевый скандал будут вовлечены и другие спортсмены, выступающие под эгидой СКР. Ведь, как заявили в ISU, случаи использования спортсменами мельдония нельзя считать единичными. "Есть и другие положительные результаты, но, учитывая, что спортсмены, к которым возникли вопросы, запросили проведение исследования проб B, их имена пока названы не будут",— отметили в ISU. И тут очень некстати появились сообщения о том, что российские конькобежки Ольга Фаткулина и Надежда Асеева решили пропустить финал Кубка мира, который пройдет в Голландии с 11 по 13 марта. Алексей Кравцов заверил, что с ними все в порядке, но сейчас любые сообщения такого рода вполне могут порождать нехорошие подозрения.

Стоит отметить также, что случаи применения мельдония уже массово регистрируются и за пределами России. Впрочем, это было лишь вопросом времени, учитывая историю происхождения препарата. Так, вчера в использовании субстанции признался грузинский борец вольного стиля, серебряный призер Игр-2012 в Лондоне Давид Модзманашвили. Учитывая, что тест им был сдан в январе, а также то, что это не первый случай, когда он попадается на допинге, ему грозит пожизненная дисквалификация. Помимо Модзманашвили претензии возникли еще к пятерым грузинским борцам. Они, однако, пока своей вины не признают и ждут результатов исследования проб B.

Что касается главной героини скандала — Марии Шараповой,— то ситуация у нее пока сложная. Спортивный мир в целом благосклонно воспринял то, что она сама признала, что допустила ошибку. Но не факт, что такую же позицию займут функционеры Международной федерации тенниса (ITF) и Всемирного антидопингового агентства (WADA), которые будут принимать решение о том, какому наказанию подвергнуть теннисистку.

На данный момент юристы Шараповой, как заявил ее адвокат Джон Хаггерти, рассчитывают, что их клиентка получит менее года дисквалификации. Это при том, что минимальная дисквалификация в случае непреднамеренного употребления допинга составляет два года. Однако ранее ITF сама создала прецеденты, в которых назначала менее длительные сроки. В 2013 году теннисисты Виктор Троицки и Марин Чилич, попавшись на допинге, получили 18 и 9 месяцев соответственно. Однако после апелляций и обращений в Международный спортивный арбитраж сроки отлучения были снижены — до 12 месяцев для Троицки и до четырех — для Чилича.

Впрочем, учитывая громкость дела (Чилича и Троицки по уровню звездности никак нельзя равнять с Шараповой), не исключено, что и ITF, и WADA могут пойти на принцип. На жестком вердикте настаивает, например, экс-президент WADA Дик Паунд. Он отметил, что у Шараповой не может быть оправданий, а ее попытка предстать в образе жертвы лично у господина Паунда не находит понимания. "Эта женщина, которая свой первый Wimbledon выиграла 12 лет назад. Она очень давно в спорте, у нее большая команда, она прекрасно знает, что можно, а что нельзя,— заявил господин Паунд.— Если у человека уровень IQ выше комнатной температуры, он должен понимать, что его обязательно будут тестировать на запрещенные препараты".

Дик Паунд напомнил также, что правила WADA позволяют спортсменам вносить те или иные препараты, прописанные им врачами ввиду медицинской необходимости, в список исключений. Обычно атлеты включают в такие списки все легальные субстанции, которые регулярно принимают. Но, по словам Дика Паунда, Мария Шарапова так и не удосужилась сообщить WADA, что ей был прописан мельдоний.

Что касается действующего главы WADA Крейга Риди, то он в силу статуса не может высказываться так же ярко, как Дик Паунд. Впрочем, то, что требовалось, он понять дал. "Нам очень интересно узнать, что будет делать ITF, принимая решение о наказании Шараповой. Мы очень внимательно будем за этим следить",— заявил господин Риди.

Афсати Джусойти

Вся лента