Трансгендеры в джунглях
Оценят ли зрители новое прочтение истории про Маугли
Дикий мальчик Маугли и говорящие звери из индийских джунглей снова на экранах России. Ответственность за "Книгу джунглей", новую адаптацию классического произведения Киплинга для кино, предсказуемо взяла на себя компания Walt Disney Pictures.
Режиссером с самого начала разработки проекта взяли Джона Фавро — человека с сильным комедийным бэкграундом и умением обращаться с крупнобюджетными постановками. Кстати, точную сумму, потраченную на производство фильма, студия назвать постеснялась. Судя по косвенным признакам, расходы должны составить около $150 млн: цифровыми эффектами, из которых картина состоит чуть меньше чем полностью, занимались одни из самых востребованных и дорогостоящих студий Moving Picture Company ("Выживший", "Марсианин") и Weta Digital ("Аватар", "Властелин колец").
Все съемочные дни до единого группа провела в павильонах L. A. Center Studios, индийские джунгли заранее отсняли с высоким разрешением и потом подложили вместо зеленого фона. Животных, понятное дело, рисовали на компьютере (медведя Балу, покрытого густой шерстью,— со скоростью один кадр за пять часов), а на площадке их изображали специалисты из The Jim Henson Company в костюмах ростовых кукол специального покроя, причем исполнители предварительно научились двигаться в соответствии с пластикой реальных животных. Все это произошло с благословения главы Walt Disney Алана Хорна, который дал режиссеру прямое указание воспользоваться для создания фильма новейшими разработками фотореалистичного рендеринга и motion capture.
Являясь с точки зрения технологий настоящим чудом, в смысле содержания нынешняя "Книга джунглей" блюдет известный консерватизм и выглядит достаточно точной копией одноименного диснеевского мультфильма 1967 года — даже тексты для новых песен, как и 49 лет назад, написал Ричард Шерман. Совсем без новшеств, впрочем, не обошлось: для придания большей остроты сюжету режиссер предложил воспользоваться несколькими главами из литературного первоисточника, которые в прежнем мультике были опущены (но, отметим, частично проникли в советский мультфильм "Маугли" 1967-1971 годов). Самым революционным стало изменение пола удава Каа: он превратился в самку и был блестяще озвучен Скарлетт Йоханссон, к слову, находившейся в тот момент на восьмом месяце беременности. Пантера Багира, напротив, вполне в соответствии с литературным первоисточником — суровый мужик, у которого, как полагает озвучивший его Бен Кингсли, менталитет британского полковника из колониального корпуса.
Несмотря на присутствие в кадре двух реальных людей (сам Маугли в исполнении Нила Сетхи и его отец-человек, сыгранный Ритешем Раджаном), главный аттракцион "Книги джунглей", без сомнения, компьютерные звери с человеческой мимикой. Если судить по трейлеру, создатели фильма готовятся показать что-то экстраординарное даже по нынешним меркам. Блестящие цифровые эффекты, помноженные на беспроигрышный сюжет и мощную промокампанию, недвусмысленно намекают на приличный бокс-офис, который ожидает "Книгу джунглей": аналитики предсказывают около $62 млн в США за первый уикенд и не меньше $185 млн по результатам домашнего проката.
Лучше бы этим ожиданиям сбыться. Сегодня все три первых места в пятерке держит франшиза про Элвина и бурундуков, принадлежащая 20th Century Fox. У нее есть две особенности: ужасно надоедливые песни и глобальное расхождение в оценке между критиками и зрителями. Первые разнесли каждую из частей франшизы в пух и прах, хотя и отмечали высокое качество компьютерной графики. Вторые как будто не заметили критических отзывов и обеспечили отличную кассу, по крайней мере трем первым выпускам. А вдобавок раскупили компакт-диски с саундтреком: звуковая дорожка к первому "Элвину и бурундукам" стала платиновой, добравшись до пятого места в чарте Billboard, хотя там не было ничего, кроме поп-хитов разных лет, спетых писклявыми "бурундучьими" голосами. Финансовые показатели трех серий франшизы распределились следующим образом. На первом месте — вторая часть, которую сняла Бетти Томас; она уже работала на проекте с говорящими животными, срежиссировав "Доктора Дулиттла" 1998 года с Эдди Мерфи. Бурундучий сиквел обошелся в производстве в $70 млн, а сборы потянули на $443,1 млн. Коэффициент кассового успеха (ККУ) получился внушительный (6,33) и неизбежно привел боссов 20th Century Fox к мысли о триквеле, снимать который поручили Майку Митчеллу. Фильм расположился на третьем месте с $342,6 млн в кассе, $80 млн в графе "расходы" и ККУ 4,28. Рецензенты его попросту уничтожили (12-процентный рейтинг на Rotten Tomatoes), да и зрители начали слегка уставать от музыкально одаренных бурундуков, что заметно из поникшего ККУ. Однако студия решилась на фильм N4, который вышел в 2015-м, но, заработав всего $231,2 млн, в настоящий рейтинг не попал. Ну а занимающий второе место оригинальный "Элвин и бурундуки" Тима Хилла обошелся дешевле всех последователей ($60 млн) и заработал $361,3 млн, показав бодрящий ККУ 6,02.
Два оставшихся места в пятерке поделены между продукцией Walt Disney и Columbia Pictures. Четвертое держит "101 далматинец" Стивена Херека с Гленн Клоуз в роли Стервеллы Де Виль и множеством милейших щенков, сгенерированных на компьютере. Проект стоимостью $75 млн собрал $320,6 млн, что дает ККУ 4,27 и уверенность в сиквеле, который и состоялся через четыре года.
Пятое место — у анимационной картины 1999 года "Стюарт Литтл". Историю про белого мышонка, которого пытается усыновить пара homo sapiens, поставил Роб Минкофф, режиссер "Короля Льва", а сценарий написал М. Найт Шьямалан, параллельно работавший над "Шестым чувством". Совместная работа мышонка и людей обошлась в $133 млн (бешеные по тем временам деньги), смогла принести $300,1 млн, получить умеренный ККУ 2,25 и привести к появлению двух гораздо менее удачливых сиквелов и одного короткоживущего телесериала.