Документация мифа
Василий Миловидов о документальном фильме «Хичкок/Трюффо»
В прокат выходит документальный фильм о встречах Франсуа Трюффо с Альфредом Хичкоком, по мотивам которых Трюффо в итоге написал важную книгу о кино. Увлекательный, но излишне аккуратный.
В начале 60-х тридцатилетний Франсуа Трюффо — бывший кинокритик и на тот момент автор трех знаковых фильмов французской "новой волны" — написал своему кумиру Альфреду Хичкоку трогательное письмо с предложением поговорить о кино. Престарелый мэтр растрогался и пригласил француза в свой офис на студии "Юниверсал", где они на протяжении восьми дней курили и подробно разбирали всю существовавшую на тот момент фильмографию "мастера саспенса". Из этих бесед Трюффо в итоге собрал одну из самых знаменитых книг об искусстве кино и во многом запустил процесс переосмысления творчества Хичкока — из большого коммерческого режиссера тот вскоре превратится в глазах критиков в очередной основополагающий столп.
"Хичкок/Трюффо" — попытка Кента Джонса, кинокритика и с недавних пор документалиста, рассказать историю создания книги, сделать ее краткий пересказ и обозначить ее значение для мира кино. Для этих целей он использует нарезки из фильмов двух собеседников, аудиозаписи их бесед и свидетельства нескольких знаменитейших говорящих голов вроде Дэвида Финчера, Уэса Андерсона, Ричарда Линклейтера и обязательного в таких начинаниях Мартина Скорсезе. На выходе получается странная картина, которая оставляет крайне приятное впечатление, но едва ли достигает поставленных задач.
Набор спикеров у Джонса абсолютно звездный, но все они по большей части говорят довольно высокопарные банальности, которым место скорее в формальном церемониальном ролике на "Оскарах", чем в документальном фильме. Точнее всех неожиданно высказывается Финчер, не слишком склонный участвовать в подобных коллективных историях, но остальные, кажется, были вызваны ради яркого имени в титрах.
"Хичкок/Трюффо" — добротная реклама печатного продукта
Рассматривать фильм в качестве достойного введения в творчество Хичкока тоже сложно. Большую часть хронометража Джонс пытается собрать из обрывков фраз и кадров сколько-нибудь цельный образ его стиля, чтобы под конец заняться действительно интересным, но едва ли способным сойти за откровение разбором двух основных вех в фильмографии автора — "Психо" и "Головокружения".
Джонсу определенно не удается передать и трети содержания книги, зато неожиданным образом у него получается отразить ее легкость. Восьмидневный, проводимый через переводчика разговор о нюансах киноязыка между французским интеллектуалом и мастером золотого Голливуда, как ни странно, вылился в крайне читабельную книгу, которая может служить гидом как для студента кинофакультета, так и для простого заинтересованного зрителя. В этом смысле "Хичкок/Трюффо" — добротная реклама печатного продукта.
Другое дело, что за прошедшие 50 лет никто так и не смог нарисовать цельный портрет режиссера. К его творчеству постоянно обращаются киноведы, философы и психоаналитики, но сам он до сих пор остается фигурой скорее мифической. Фильм Джонса затрагивает вопросы тотального контроля над актерами, да и в записях разговоров с Трюффо Хичкок выходит человеком скорее отталкивающим. Тем не менее все подводные камни вроде дурного нрава или сексуальных домогательств автор низводит до волнительных причуд большого гения.
Хичкок определенно был гением, и в задачи Джонса явно не входило описать весь его творческий и жизненный путь со всеми непростыми нюансами. Тут Джонс не одинок — все внимание к мастеру в последние годы стабильно выливается в изречение отрывочных истин, трансляцию мифа и сглаживание углов. Но если кто и достоин вопиющей, выходящей за рамки и разоблачающей биографии, то это Хичкок.
В прокате с 31 марта