Чиновники разбавили промышленные стоки
Компании смогут сбрасывать отходы в канализацию без дополнительной очистки
Промышленники добились снижения выплат водоканалам за очистку стоков, а также фактической отмены понятий "запрещенные" и "аварийные сбросы в канализации". Поправки в документы о водоснабжении и водоотведении уже согласованы Минэкономики и Минстроем при протестах Минприроды. Документ внесен в Белый дом с разногласиями и сегодня должен быть опубликован для оценки регулирующего воздействия.
Поправки в постановление правительства от 29 июля 2014 года "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения..." регулируют отношения промышленников и водоканалов. Камнем преткновения стало регулирование сбросов предприятий в городские канализационные системы, а точнее — размер платы водоканалам за доочистку стоков и требования к компаниям строить свои очистные сооружения.
Формула расчета "плата за негативное воздействие" стоков на централизованные системы водоотведения, заложенная в документ, вызывала несоразмерный рост выплат компаний (в первую очередь пищевых производств) водоканалам за превышение нормативов. В результате бизнес был вынужден договариваться о ее снижении с водоканалами через местных чиновников, рассказал 22 марта вице-президент "Пепсико" Сергей Глушков на сессии о промышленной экологии Недели российского бизнеса. В середине 2015 года крупные иностранные пищевики и РАО "Бумпром" пытались лоббировать введение моратория на такие платежи в рамках антикризисных послаблений без особых успехов — но при поддержке Консультативного совета по иностранным инвестициям им удалось добиться поручений вице-премьера Игоря Шувалова и премьера Дмитрия Медведева о необходимости смягчить нагрузку на компании. Подготовленные в результате поправки к "некоторым актам правительства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения" уже согласованы с Минэкономики и Минстроем, но их не поддерживает Минприроды.
22 марта на сайте regulation.gov.ru был опубликован анонс оценки регулирующего воздействия документа. В Минстрое "Ъ" сообщили, что требования существенно смягчены — например, по содержанию в стоках меди, алюминия, железа, нефтепродуктов, сульфатов и хлоридов. Избавлены компании и от обязанности строить собственные системы водоочистки (промышленники жаловались, что это очень дорого или невозможно в силу отсутствия свободных площадей). Вместо этого они получили "право выбрать наиболее эффективный способ достижения установленных требований", разработав и выполнив соответствующий план,— но лишь в случае многократного превышения нормативов сбросов или грубых нарушений, которые должны фиксировать водоканалы. Если компании сами не могут очистить свои стоки, они могут заключить с водоканалами отдельное соглашение на доочистку по договорной цене. Также предприятия будут подавать водоканалам типовые декларации о качестве стоков — если фактические показатели будут превышать задекларированные вдвое и более, то и платеж вырастет вдвое.
Такой компромисс, однако, не устраивает ни водоканалы, ни предприятия. Последние не добились снижения коэффициента выплат водоканалам до 0,2-0,3 тарифа (цифра основана на мировой практике, убеждают в РСПП). Снижение же его до единицы из-за изменения механизма расчета загрязнений стоков не изменит ситуации с ростом тарифа в 8-9 раз. "Итоговый вариант не приведет к изменениям на практике. Придется к нему вернуться",— заявил 22 марта Сергей Глушков. Глава же департамента технической политики и экологии Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Татьяна Ковыршина, в свою очередь, заявила "Ъ", что новые поправки фактически отменяют действовавший запрет на сбросы канцерогенов и мутагенов, которые водоканалы очистить не в силах. Отменено и понятие "аварийные сбросы", за которые деятельность предприятия могла быть приостановлена до ликвидации последствий — компаниям только удвоят тариф на время разработки и выполнения плана снижения нагрузки. По тем же соображениям документ не согласовали в Минприроды.
"Ъ" будет следить за развитием событий.