Свое съедобно, чужое удобно
Граждане не готовы к импортозамещению в непродовольственной сфере
Большинство россиян предпочитают отечественные продукты импортным, следует из опроса Фонда "Общественное мнение" (ФОМ). А вот российскую одежду, обувь и бытовую технику граждане ценят не так высоко — 40% выбирают импортные товары, а отказ от иностранных медикаментов, электроники и машин россияне считают дорогой к дефициту. 73% ни разу не воздерживались от покупки иностранной продукции по политическим мотивам.
Только 7% россиян называют хорошей ситуацию в сельском хозяйстве страны, 45% — удовлетворительной (четыре года назад таких было 22%), плохой 40% (против 67% в 2012 году). В целом россияне стали чаще говорить об улучшении дел в сельском хозяйстве (см. таблицу). При этом 15% уверены, что сейчас Россия "больше продает за рубеж" продовольственные товары, 31% — больше покупает, 23% оценивают "примерно поровну" импорт и экспорт (остальные затруднились с ответом).
45% говорят, что там, где они живут, продается больше отечественных продуктов, 15% говорят, что больше импортных (в 1999 году соответственно 26% и 48%), 27% оценивают соотношение "примерно поровну". Почти половина россиян заметили рост продаж отечественных продуктов, 7% говорят о снижении, 29% изменений не заметили (15% не ответили). 87% готовы покупать отечественные продукты при равной стоимости с импортными, 6% не важна страна-производитель, 4% предпочли бы зарубежные. Аналитик ФОМ Григорий Кертман полагает, что улучшения в сельском хозяйстве произошли, но люди их фиксируют "с некоторым преувеличением за счет эффекта от пропаганды".
Иного мнения россияне придерживаются о качестве отечественных одежды, обуви и бытовой техники: 40% купили бы импортное, и лишь 19% предпочитают российское. 30% неважно, где произведен товар. По мнению опрошенных, РФ будет сложно отказаться от импорта электроники и медикаментов (по 39%), медицинского оборудования (38%), автомобилей (37%), а отказ приведет к дефициту. О необходимости импортозамещения в целом говорят 38%, 29% — по некоторым товарам, 18% убеждены, что стремиться к нему не нужно. При этом 73% заявили, что они никогда не отказывались от покупки иностранных товаров по политическим мотивам. 16% делали это, но редко, 6% часто отказывались покупать зарубежное из-за отношения к странам-производителям. Старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов отметил, что не во всех сферах импортозамещение идет успешно: если у россиян сложилось мнение, что российская сельхозпродукция не уступает иностранной, то "с одеждой, обувью и электроникой картина другая". "Граждане не верят, что в России могут делать качественные непродовольственные товары",— сказал он.