Окно невозможностей
Всемирный банк видит основания, но не условия для диверсификации экспорта РФ
Экспорт новых российских товаров не растет, а продажи сырья на новых рынках снижаются, свидетельствуют данные очередного доклада Всемирного банка об экономике России. Хотя слабый рубль является конкурентным преимуществом для компаний, воспользоваться им не удается. Диверсификация экспорта требует иностранных инвестиций и компетенций, которых не будет без структурных и институциональных реформ.
Проблеме конкурентоспособности российского экспорта и прямых иностранных инвестиций в опубликованном вчера докладе Всемирного банка (ВБ) посвящен отдельный раздел. Ухудшение среднесрочного макропрогноза экономисты банка сопроводили оценками, свидетельствующими, что даже в случае отмены санкций в отношении Москвы в 2017 году можно ждать лишь одномоментного всплеска инвестиций и экономического роста. В силу структурных ограничений этот эффект станет незначительным уже в 2018 году. Однако происшедшая в 2014-2015 годах девальвация рубля предоставила производителям очередное ценовое преимущество на международном рынке, которое сохранится как минимум в среднесрочной перспективе. Это дает возможность увеличить конкурентоспособность несырьевых отраслей, диверсифицировать экспорт и выйти на нетрадиционные рынки, которой, как следует из исследования, ни компании, ни власти, до сих пор воспользоваться не смогли. "Политика диверсификации, как правило, уделяет основное внимание повышению отдачи от инвестиций за счет поддержки роста определенных отраслей или предприятий. На практике, однако, существует совсем немного успешных примеров адресной промышленной политики",— говорится в докладе.
В России фактически сложилась "двухкомпонентная структура экспорта", когда основная прибыль зарабатывается поставщиками нефти и газа на европейский рынок, а дифференцированный и стабильный экспорт обрабатывающих отраслей направляется почти исключительно на рынки бывшего СССР. "Это сделало РФ еще более уязвимой к внешним шокам, потому что на экспорте может негативно сказаться как падение цен на нефть, так и замедление роста экономики стран ЕС. С 2013 года одна из вышеуказанных причин или обе вместе оказывают отрицательное воздействие на российский экспорт",— отмечают в ВБ. Экспорт новых товаров не растет, а доля выручки при поставках традиционных товаров на новые рынки снизилась с 7% в 2006-2008 годах до 6% в 2011-2012 годах.
Российский экспорт менее технологичен, чем в других странах БРИКС, и за последние годы средний уровень технологичного экспорта в общем объеме упал. Из-за того, что нефть и газ длительное время являются основой поставок, Россия теряет сравнительные торговые преимущества экспортных товаров и услуг. Высокий показатель индекса выявленных сравнительных преимуществ (ВСП) наблюдается главным образом в нефти, газе, минеральном сырье, металлах, древесине, и в течение 2000-х годов число товаров с положительным значением ВСП (близким к единице) сократилось с 139 до 100. "Хотя и есть некоторые исключения (например, продукция химической отрасли), Россия в целом не сумела выработать ВСП у технически сложных товаров или интеллектуальных услуг, что отражает низкие темпы структурных преобразований в течение последних десятилетий",— заключают в ВБ.
Авторы исследования считают, что решить проблему диверсификации экспорта ценовое преимущество или господдержка определенных отраслей сами по себе не позволят. Российская обработка сможет соответствовать технологическим и качественным требованиям, предъявляемым на нетрадиционных рынках только при помощи иностранных инвестиций. Последние же требуют "устранения административных барьеров в ведении бизнеса, снижения транспортно-логистических затрат, уменьшения коррупции и нормативной неопределенности, обеспечения справедливости в доступе к средствам производства и рынкам". Однако по крайней мере до 2018 года реформ от правительства в ВБ не ждут.