Крепкая переделка
Новый «Экипаж» смотрится не хуже старого, считает Андрей Архангельский
В прокат выходит фильм Николая Лебедева "Экипаж" — ремейк знаменитого фильма Александра Митты 1979 года. Впервые за долгие годы ремейк советского кино получился не хуже оригинала. Но это, увы, исключение
Актерского опыта Владимира Машкова хватило на весь "Экипаж" (на фото — кадр из фильма)
Фото: Central Partnership
Фото: © Киноконцерн «Мосфильм»
Фото: © Киноконцерн «Мосфильм»
Фото: © Киноконцерн «Мосфильм»
Современный российский кинематограф почти полностью погряз в советском материале: либо это ремейки вышедших картин, либо фильмы, построенные на соединении советских типажей и западных блокбастерных технологий. Когда нам говорят в таких случаях: "А американцы тоже делают ремейки своих старых фильмов",— это совсем не "то же". Американцы переснимают как бы свои собственные фильмы, сделанные при том же социально-политическом строе, который не менялся принципиально 200 лет, как и его основные идеи — культ индивидуализма, технического совершенства и т.д. У нас в течение ХХ века жизнь (и цели общества) кардинально менялись трижды или четырежды, и каждый раз, по сути, жизнь начиналась заново, с нуля.
Очередное такое "с нуля" началось в 1991 году, но все же ноль этот — не абсолютный. У каждого времени есть собственные моральные конфликты и свои достоевские вопросы. И нельзя постоянно безнаказанно делать вид, что "ничего не изменилось". Изменилось все. Советское искусство не отделимо от идеологии. Попытка "перенести" сюжет или героев в отрыве от идеологии абсурдна: это все равно, что оборвать все капилляры. Именно поэтому лишенные жизненной силы советские герои в новой версии "не живут", они болтаются на ниточках, как манекены. А авторы ремейков продолжат нас уверять, что "ничего с тех пор не изменилось".
Переснимать советское можно было, и даже успешно, но с одним условием: если бы советской идее была бы противопоставлена какая-то новая, собственная идея. Если бы советскому миру мы, условно говоря, противопоставили "наш" мир. Многие считают, что наше время проигрывает советскому именно потому, что у него нет такой же сильной идеи, какая была в прошлом. Но это не так. Неудача с сиквелами и приквелами, с переносом советских сюжетов в современность — это доказательство от обратного. В такой неудаче, как сказал бы философ, и заключается ответ нового времени. Оно, новое время, таким образом и напоминает о себе — о том, что с ним нельзя не считаться, что оно есть. Новое время "мстит" таким образом режиссеру и продюсеру — за невнимание. Современность словно бы сопротивляется равнодушию, бесчувствию или сознательному отказу от нее.
Собственно, сегодня ремейки советских фильмов в большей степени напоминают нам о качестве или смыслах самих оригиналов.
Спор с учителем
Даже встреча с опасностью не может принципиально изменить имидж героя-любовника (на фото — Данила Козловский)
Фото: Central Partnership
Новый "Экипаж" Николая Лебедева удался во многом потому, что фильм Александра Митты 1979 года был не совсем советским. Он был универсальным, поэтому теперь "перенести" его в современность оказалось гораздо проще.
В новом "Экипаже", как и в прежнем, основной конфликт — это спор между юностью и зрелостью, начальником и подчиненным, учителем и учеником. Лебедев еще добавил сюда конфликт между отцом-авиаконструктором (Сергей Шакуров) и сыном-пилотом (Данила Козловский): им никак не удается договориться, не получается найти общий язык, сплошная у них "невстреча". Никак эту стену непонимания не пробить. И единственный — парадоксальный — способ найти общий язык с отцом — не следовать его заветам, а, напротив, нарушать.
Николай Лебедев посвятил этот фильм своему учителю Александру Митте (там есть даже длинная фраза благодарности в конце). Творческие люди любят маскировать свои конфликты глубоко, в упаковку сюжета. Можем сделать предположение: энергию для своего фильма Лебедев черпал не из старого фильма и не из нового сценария, а из творческого спора со своим кинематографическим отцом, Миттой. Весь этот фильм вообще можно понять как попытку ученика доказать учителю, что и сегодня кино можно сделать не хуже.
Все катаклизмы показаны с таким перебором, с таким перехлестом, чтобы у зрителя просто не было свободной минутки на шальную мыслишку о "старом фильме"
Но для того, чтобы фильм произвел такое же впечатление на сегодняшнего зрителя, какое в свое время произвел "Экипаж" на советского, нужно, говоря примитивно, все сделать наоборот. Мало того. Кое-где сюжет нового "Экипажа" вообще доведен до абсурда. Извержение вулкана на острове, например, Лебедев довел до какой-то комиксовой концентрации: все напасти сразу, и раскаленная лава подступает к самому краю съемочной площадки, аккуратно обтекая ее по бокам. Все это сделано вовсе не потому, что режиссер сошел с ума или ему изменил вкус. А именно для того, чтобы получить чистый, беспримесный, современный зрительский отклик, а не отражение отклика тридцатилетней давности.
Для этого режиссеру нужно было выйти за рамки логики и здравого смысла. Лебедев понимал, что как только он допустит слабину и зритель по привычке начнет сравнивать, "как было в старом фильме",— в этот миг весь его режиссерский замысел потеряет тягу и рухнет вниз. Чтобы этого не случилось, зрителя нужно было оглушить, лишить памяти. Поэтому все катаклизмы в фильме сделаны в таком утрированном виде, с таким перебором, с таким перехлестом, чтобы у зрителя просто не было свободной минутки на шальную мыслишку о "старом фильме".
Сила недостатков
"Экипаж" режиссера Александра Митты был не совсем советским фильмом, это становится особенно заметным благодаря ремейку 2016 года (на фото — кадр из фильма 1979 года)
Фото: © Киноконцерн «Мосфильм»
При этом новый фильм, в отличие от советского, полон частных недостатков. Они в основном касаются актерской игры. Что характерно: на роль "антипода опытному пилоту" и Митта, и Лебедев выбрали актеров, которые на самом деле не подходят для этой роли. И Леонид Филатов, и Данила Козловский — вовсе никакие не "ловеласы" и не "нарушители правил". Они как раз люди компромисса (именно поэтому лучшая роль Филатова — в "Забытой мелодии для флейты", а не в "Экипаже"). А на роль вечного "залетчика" в прежнем "Экипаже" подошел бы, скажем, Высоцкий. И в этом есть своего рода усмешка судьбы, и это, в свою очередь, образует странную параллель: мы, зрители, до конца "не верим" молодым героям, точно так же, как им не верят по сценарию другие герои фильма. "Двойное недоверие"; не было ли оно задумано сознательно 35 лет назад? Единственная роль, которая не вызывает сомнений,— это роль Машкова. Она самопародийна, актер, по сути, высмеивает собственную набыченную серьезность; и вся его "хитрость" также заметно контрастирует с его же наивностью.
Все фильмы последнего времени — о государстве в первую очередь, а не о человеке. Они о том, как люди являют собой части целого, и от слаженной работы этих частей зависит работа всего механизма. А тут сама ситуация как бы не оставляет выбора: в небе ведь какое может быть государство, какой начальник?.. Только господь бог. И получается, что это чуть не впервые — современный фильм о величии индивидуума. Который сам принимает решение, сам берет ответственность, сам отвечает за себя и за остальных людей.
Чем больше у героев недостатков, тем больше мы им верим. Тем проще нам идентифицировать их с собой. Этот, в общем, нехитрый рецепт не часто применяют у нас, но он прост и в новом "Экипаже" работает. Не нужно идеальных героев, не нужно им вешать сразу на грудь знак "передовик социалистического соревнования", а нужно, наоборот, навесить ему побольше конфликтов на работе и дома, нерешенных проблем, вспыльчивости, минутной дикости и непонимания — и вот он, выражаясь языком детской считалочки, огуречик.
Работает и другой драйвер — риск. Не тот, который в детективах, не наигранный, а вызванный обстоятельствами. Это не самая, мягко говоря, популярная тема в нашем кино. А тут прямо все — включая директора частной авиакомпании, включая государственных, как мы понимаем, чиновников, включая авиаконструктора, а также заложников этой драмы — пассажиров (не говоря уже о самих пилотах),— все совершенно неожиданным образом рискуют. Оказывается, нашему кино очень даже к лицу рисковать и вообще нарушать правила. Это уже банальность — в зоне риска русскому человеку комфортнее, чем в сфере правил. Но в этот момент, когда он рискует — по собственной воле, а не по решению партии и правительства,— вот в этот момент его лучшие качества как раз и компенсируют его недостатки.
Наш человек оказывается вдруг прекрасен — когда рискует; естественно, если это не пустая бравада и если это во благо, а не во зло. Но с чем-чем, а с этим в новом "Экипаже" все в порядке, как и в старом,— спасли же людей.