«Это — смертельная уверенность в своей правоте»
16 мыслей о России английской социалистки: 1919 год
Этель Сноуден «По большевистской России»
Этель Эннакин (жена лейбориста Филипа Сноудена) — социалистка и феминистка, активный борец за права человека и успех суфражисток. В России она провела шесть недель в составе делегации партии лейбористов, прибывшей в 1919 году, чтобы предпринять "независимое и непредвзятое расследование индустриальной, политической и экономической ситуации в России" и оценить достоверность тех ужасов, которые сообщали о новом государстве газеты. Ее отчет, вышедший в 1920 году под названием "По большевистской России",— один из многих, написанных членами делегации, но, возможно, самый симпатичный. Она рассуждает об увиденном с трогательной вежливостью и тактом, воздерживаясь от резких суждений и стараясь найти объяснение или оправдание всему увиденному. И все же выводы Сноуден оказались скорее неутешительны, что привело к разладу ее отношений с британскими социалистами.
1
Население России оценивается разными источниками от 125 до 180 миллионов. В стране, где в один день удачная военная операция добавляет к населению 20 миллионов жителей, а в другой — разрушительная встреча с врагом отнимает 50 миллионов, такой статистический разброс представляется обоснованным.
2
Какое непосредственное отношение к этим несчастным имеет материалистическая концепция истории, диктатура пролетариата или даже Третий Интернационал? 85% населения составляют крестьяне, большинство из которых, как я убеждена, никогда не слышали обо всех этих вещах.
3
Этот огненный напиток, должно быть, обладает самыми необычными свойствами: один из делегатов, не отказывавшийся раньше от алкоголя, позже выражал одобрение указу царя о запрете на водку и публично заявлял, что предстоящая революция в Великобритании должна непременно сопровождаться полным запретом на крепкие напитки.
4
"Вы бы предоставили право голоса каждому из миллионов темных крестьян? Ведь это то же самое, что вложить нож в руку младенца". Как же мне это показалось знакомо и как напомнило борьбу суфражисток в Англии — там тоже аргумент острого ножа и младенца был излюбленной отговоркой для отказа женщинам в свободах.
5
Они предоставляли нам всю эту роскошь и красоту, но принадлежала ли она им, чтобы давать, или нам, чтобы принимать ее? У них таких сомнений не возникало вовсе.
6
Когда мы ехали на машине покойного царя, я ощущала присутствие не своих собратьев по делегации, но призраков убитого несчастного маленького человека и его семьи. <...> Радость от ее использования была омрачена очевидной радостью и удовлетворением, с которыми наши сопровождающие воспринимали факт захвата царской машины,— это был своего рода жестокий триумф.
7
Кажется, русские научились обходиться без сна. Они ни за что не лягут спать до самой поздней ночи. Редко, когда нам разрешали вернуться в свои комнаты раньше двух часов ночи — а чаще и раньше трех.
8
Если бы мы хотя бы наполовину выполнили программу посещений, которую нам вначале представили, это заняло бы каждую секунду нашего времени и еще больше уменьшило бы количество часов, отведенных нам на сон. <...> Мы спрашивали себя: как человеческие существа могут пройти через это и выжить? Кажется, мы начали понимать, почему русские мужчины и женщины выглядят на 10 лет старше своего возраста — отсутствие сна, слишком много чая и такие программы!
9
Служение искусству здесь носит настолько строгий характер, что и царя не пустили бы на его место до антракта, если бы он позволил себе такую непочтительность, как опоздание в театр.
10
В той самой стране, где бог стал контрреволюционным и попал под запрет, появляется "настоящая религия", как я ее понимаю: живое дыхание блага в сердцах и умах людей. То, что коренится в самой природе человека, будет выпущено наружу не указами Ленина или другого человека, а потребностью в преклонении и стремлении к идеалу.
11
Однажды, в 3 часа ночи за 30 верст от Москвы, наша машина сломалась. Вдруг мы увидели приближающийся свет фар. Наш водитель побежал за помощью, но в него выстрелили из револьвера. Он резко остановился, и машина продолжила путь, но мы успели увидеть в лунном свете одного из ее пассажиров: это был Троцкий.
12
Ленин, как и все коммунисты, производит впечатление человека, обладающего ужасной уверенностью в себе, непреодолимой и всепоглощающей. Это не улыбчивое самодовольство, пустая заносчивость того часто встречающегося персонажа, который уверен, что вся мудрость мира умрет вместе с ним. Нет, это — смертельная уверенность в своей правоте и в неправоте всякого, кто не разделяет его идей; уверенность ученого и фанатика, который готов пожертвовать своей головой (или вашей) ради интересов любимого им дела.
13
Даже щедрое использование слова "товарищ" не может скрыть существование классовых различий. К людям, которые прислуживали нам за столом, убирали в наших комнатах и водили наши машины, обращались "товарищ", но я не заметила по отношению к ним той любезности, которую оказывают равным себе. На самом деле я никогда и нигде не видела такого отсутствия уважения к обслуге.
14
Работают ли Советы? Стали ли они тем, что было обещано: более демократическим способом правления, точнее отражающим волю народа? На этот вопрос было непросто найти ответ. Но ясно одно: на что бы ни была способна подобная система в стране с высоким уровнем образования и производства, например в Англии или США, в России она не работает.
15
Я неоднократно наблюдала здесь людей, которые с одинаковым энтузиазмом аплодировали двум абсолютно противоположным утверждениям,— это, несомненно, характеристика русских мужчин и женщин.
16
Русские — одни из самых нежных мечтателей в мире. Человечество отчаянно нуждается в таком взгляде. Во времена, когда фатальное безумие и слабость нескольких людей ввергла человечество в пучину материализма, для Европы и остального мира невообразимо ценно прислушаться к идеализму сотен миллионов мечтателей.