«Иранский рынок накопил огромный скрытый потенциал»

Бинит Сомайя, директор по Южной Азии CAPA Centre for Aviation

— Как вы оцениваете потенциал иранского рынка гражданской авиации? Каковы основные направления сотрудничества Ирана с другими странами в этой области?

Фото: CAPA

— За десятилетия пребывания под действием санкций иранский рынок накопил огромный скрытый потенциал. По покупательской способности размер иранской экономики находится между такими странами, как Австралия и Турция, где парк авиакомпаний составляет в общей сложности 500–600 самолетов, тогда как у Ирана сейчас всего 135 гражданских самолетов, возраст которых в среднем является одним из самых высоких в мире. Еще около 80 лайнеров находятся на земле, поскольку санкции не позволяют обеспечивать их полетопригодность. Все это говорит об огромном потенциале для бизнеса в самых разных аспектах — от обучения пилотов до разработки дизайна лайнеров.

Теоретически экономические показатели Ирана должны обеспечивать возможность для закупки около 300 самолетов в течение ближайших пяти лет, но вопрос в том, насколько это осуществимо на практике. Столь резкий рост авиапарка окажет сильное давление на аэропортовую и воздушную инфраструктуру, а также на менеджмент и технические возможности даже на развитом рынке. Поэтому для Ирана это станет большим вызовом — необходимо как-то адаптировать свою авиационную систему к ситуации, в которой авиационные технологии уже ушли далеко вперед. Финансирование авиатехники также может не быть очевидным ответом на вопрос. Iran Air находится в сравнительно более выгодном положении, поскольку является государственной и может рассчитывать на государственное финансирование. Однако у многих частных авиакомпаний слабые балансовые показатели, крупнейшая из них Mahan Air все еще находится под определенными санкциями. Авиационные лизингодатели будут весьма тщательно изучать потенциальные риски работы на таком рынке и будут наблюдать за тем, как правительство будет воплощать в жизнь Кейптаунскую конвенцию.

— Есть ли у европейского бизнеса преимущества по сравнению с американцами при ведении дел с Ираном — ведь санкции США против Ирана жестче и требуют больше времени для снятия?

— Действительно, благодаря этому фактору европейские компании могут сделать на старте хороший рывок. Европейцы активнее исследуют возможности развития бизнеса в Иране после того, как в июле 2015 года был принят Совместный комплексный план действий. Лишь Boeing получил разрешение вести переговоры с иранскими перевозчиками, другие компании, скорее всего, будут действовать еще аккуратнее, по крайней мере в краткосрочном периоде. Впрочем, Иран, похоже, настроен на открытость для всех сторон и, скорее всего, будет работать с теми, кто предложит более качественные продукты и услуги по более конкурентным ценам для восстановления его авиаотрасли.

— Сможет ли Китай принять активное участие в борьбе за иранский авиарынок?

— У Китая уже сложились хорошие отношения с Ираном, и председатель КНР был первым из глав государств, посетивший Иран в январе 2016 года. Однако с точки зрения авиационного оборудования Китай находится в относительно менее выгодном отношении, чтобы удовлетворить запросы Ирана. Впрочем, есть один аспект, в котором Китай может быть очень полезен Ирану для восстановления авиарынка,— это финансирование покупки и обслуживания авиатехники.

Интервью взял Евгений Хвостик

Вся лента