Земельная реформа напугала Казахстан
Китайская угроза, которой не было, стоила его правительству двух министров
Недовольство населения принятыми еще в ноябре 2015 года поправками к земельному кодексу Казахстана — о продаже и аренде сельхозземель — спровоцировало перестановки в правительстве страны — ушли в отставку министры национальной экономики и сельского хозяйства. Президент Казахстана, недовольный разъяснениями ведомств о земельной реформе, ввел мораторий на применение законодательных новаций и создал своим указом новое Министерство информации и коммуникаций — его возглавил его пресс-секретарь Даурен Абаев.
На прошлой неделе в Астане на совещании президента с представителями высших органов власти Нурсултан Назарбаев принял прошение об отставке министра национальной экономики Ерболата Досаева и объявил о неполном служебном соответствии министру сельского хозяйства Асылжану Мамытбекову — в пятницу он также ушел в отставку. Также правительству было поручено передать регулирование земельных отношений в ведение Минсельхоза.
Причиной недовольства Нурсултана Назарбаева стал земельный вопрос. В ноябре 2015 года парламент принял поправки к земельному кодексу о новом режиме продажи земли в частную собственность и увеличении с 10 до 25 лет срока ее аренды иностранцами и юрлицами. Для запуска рынка земли предполагалась и продажа земельных участков из госфонда на аукционах — их старт был намечен на июль 2016 года. Министерство национальной экономики сформировало рабочие группы для работы с регионами — однако, как выяснилось, агитаторы выезжали не по тем адресам.
По данным Министерства национальной экономики, из 100,8 млн га сельхозземель в частном владении находится 1,3 млн га, в аренде — 99,5 млн га, и вовлечение в оборот еще 1,7 млн га принципиально ситуацию не изменило бы. Продажи земель сельхозназначения иностранным компаниям не планировалось, а в аренде у иностранцев находится лишь 65 тыс. га, или 0,06% общей площади сельхозземель.
При этом министерство в первую очередь разъясняло реформу кодекса в сельхозрегионах, но проблемы возникли в нефтяных районах страны. Так, 24 апреля в Атырау прошел митинг, в котором, по данным обладминистрации, принимало участие 650-700 человек (по неофициальной информации, участников митинга было до 4,5 тыс.). Основным лозунгом было требование запрета продажи сельхозземель иностранцам, прежде всего китайцам — притом что в Атырауской области земель сельхозназначения практически нет. Других массовых акций протеста в стране не было — однако дискуссия о купле-продаже земли, особенно гражданами КНР, вызвала бурную реакцию в соцсетях. "Недовольные посчитали, что народ вправе сам решать, кому он доверяет работать на своей земле. Земельный кодекс был в открытом доступе, в прошлом году его обсуждал парламент, аргументы в пользу его принятия были озвучены, но в прошлом году они были неинтересны, а нынешней весной их не хотели слышать. Иностранцам еще с 2001 года земли предоставляются в аренду, и все это время обходилось без серьезных возмущений",— объясняет казахстанский политолог Эдуард Полетаев.
В итоге президент страны констатировал, что госорганы, ответственные за работу над земельным кодексом, не справились с задачей. "Если казахстанцы не доверяют принятым решениям, значит, это неправильно",— заявил Нурсултан Назарбаев. Он назначил новым министром национальной экономики Куандыка Бишимбаева, до этого — главу госфонда "Байтерек" (в него входили казахстанские институты развития). Министром сельского хозяйства стал первый заместитель Нурсултана Назарбаева по партии "Нур Отан" Аскар Мырзахметов. Кроме того, обнародован указ президента о моратории на вступление поправок в силу. Еще одним указом была проведена реорганизация правительства — создано новое Министерство информации и коммуникаций, его возглавил пресс-секретарь президента Даурен Абаев.
"Мораторий объявлен, но точки над i еще не расставлены. Тень украинских событий все еще нависает над ситуацией в стране. И в Украине, и в Казахстане возмущение началось по поводу документа. В Украине — из-за неподписания Януковичем соглашения об ассоциации своей страны с Евросоюзом в 2013 году, в Казахстане — из-за изменений в земельном кодексе, которые должны были вступить в силу с 1 июля. В обеих странах наблюдалось неравнодушие к своим соседям. В Украине — это любовь народа к Европе, в Казахстане — страх перед Китаем. И там и там было сильно влияние интернет-технологий, а стихийные протестующие особо не вникали в суть документов",— говорит политолог.