Отсутствие российских двигателей ставит под угрозу программы NASA
Отказ от закупки 18 двигателей РД-180 приведет к увеличению расходов США на запуски
По мнению представителей американской аэрокосмической отрасли, запрет американских властей на закупку российских ракетных двигателей РД-180 может угрожать осуществлению некоторых гражданских космических проектов. Запрет приведет к резкому снижению числа запусков ракет-носителей «Атлас-5», которые используются Национальным управлением по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA), что вызовет значительный рост расходов по космическим проектам. Закупки РД-180 были запрещены в 2014 году, тем не менее в апреле нынешнего года американский Конгресс одобрил закупку 18 таких двигателей, дискуссия по этому вопросу продолжается.
Как сообщает американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на анонимные источники, в NASA опасаются, что запрет на использование российских ракетных двигателей РД-180 при запуске военных спутников может угрожать некоторым гражданским космическим проектам.
РД-180 — жидкостный ракетный двигатель, который производится российским НПО «Энергомаш им. академика В. П. Глушко». Двигатель был разработан в 1990-х годах и использовался в американских ракетах-носителях семейства «Атлас».
По данным источников The Wall Street Journal, в NASA считают, что в случае запрета на закупки РД-180 расходы NASA на запуски возрастут на сотни миллионов долларов, что угрожает существующим сейчас проектам, поскольку такие дополнительные расходы не были предусмотрены при утверждении бюджета. В пресс-службе NASA WSJ сообщили, что компании, с которыми заключены соответствующие контракты, обязаны предоставить необходимое оборудование по фиксированной цене и если какие-то компоненты оказываются недоступны, компании ответственны за приобретение замены. В NASA также заявляют, что считают необходимым поэтапный отказ от РД-180 и уверены в том, что их можно заменить американскими двигателями.
В 2014 году Конгресс США запретил использовать российские двигатели с 2019 года при запуске военных и разведывательных спутников. Запрет на закупки РД-180 был обоснован «невозможностью развивать сотрудничество» с Россией из-за событий на Украине. Тем не менее в апреле Конгресс одобрил план закупки у России 18 таких двигателей. Некоторые сенаторы продолжают выступать за полный запрет закупок РД-180. Военно-воздушные силы США заключили два контракта на общую сумму почти $162 млн на разработку новых ракетных двигателей. По мнению экспертов, ситуацию может изменить появление потенциального конкурента РД-180 в лице компании SpaceX, которая разрабатывает возвращаемые ракеты и сотрудничает с NASA.
Как сообщают источники WSJ, мнение о том, что отказ от РД-180 может стать проблемой, прозвучало на телеконференции главы NASA Чарльза Болдена с представителями одного из основных поставщиков организации — Boeing. Boeing разрабатывает транспортный космический корабль Starliner (CST-100), для транспортировки которого необходим «Атлас-5». Проблемы могут затронуть и компанию Sierra Nevada Corporation, с которой NASA заключило контракт о доставке грузов на Международную космическую станцию и которая пользуется ракетой-носителем «Атлас-5». В ноябре прошлого года производитель ракет «Атлас-5» United Launch Alliance сообщил о выходе из борьбы за контракт на запуск по заказу американских ВВС спутников GPS из-за невозможности купить достаточное количество РД-180.
Как американские ракеты остались без российских двигателей
Поправку, запрещающую США покупать новые российские ракетные двигатели, одобрила палата представителей Конгресса в декабре 2014 года. Это дополнение в законопроект об ассигнованиях на национальную оборону США в 2015 году внес сенатор Джон Маккейн: он обосновал поправку невозможностью развивать сотрудничество с Россией из-за событий на Украине. США при этом признали, что без новых поставок они к 2019 году смогут выполнить не более 60% от всех запланированных пусков ракет. Читайте подробнее
Почему United Launch Alliance не смогла запускать космические аппараты
Американская компания United Launch Alliance (ULA), в течение десяти лет запускавшая по заказу американских ВВС спутники GPS, сообщила в середине ноября 2015 года о выходе из борьбы за поставку таких спутников. Причиной этого стало то, что ULA не смогла купить нужное ей количество российских двигателей для ракет-носителей «Атлас-5», выводящих спутники на орбиту. Запрет на использование российских двигателей был принят американскими властями в 2014 году. Читайте подробнее